Зимой 1959-го года в горах на севере Свердловской области пропали девять студентов и выпускников Уральского политехнического института (ныне – Уральский государственный технический университет – прим. авт.), которые ушли в поход под руководством пятикурсника Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку, а в радиусе полутора километров от неё – пять замёрзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разуты и полураздеты. Некоторые получили смертельные травмы. Что случилось на горе Холотчахль (в переводе с мансийского – «Гора мертвецов») в ту страшную февральскую ночь, до сих пор не знает никто. Но есть несколько десятков версий трагедий – от встречи со «снежным человеком» до падения космической ракеты.
Однако не менее страшная история произошла в 1993-ем году и в Бурятии – на перевале Хамар-Дабан. В районе пика Ретранслятор (гора Тритранс) погибла практически вся туристическая группа из Казахстана. Их было семеро – три девушки, трое юношей и 41-летняя руководительница группы – мастер спорта по пешеходному туризму Людмила Ивановна Коровина. В живых осталась только одна участница рокового похода – 18-летняя Валентина Уточенко. Ранее о трагедии в горах Хамар-Дабана писал infpol.ru, а в сентябре 2017-го эту историю рассказывал популярный российский женский портал «Woman.ru».
«Никакой мистики»
Со дня той страшной трагедии прошло уже 25 лет. Наш земляк, известный журналист и путешественник Владимир Жаров, который в своё время прошёл по следам «коровинцев», рассказал об их таинственной гибели в эфире программы «Вести Бурятия» на БГТРК (таймкод 7.17).
- О том, что в горах случилась беда, спасателям рассказала одна из выживших участниц спортивного похода. Общая протяжённость маршрута, который группа под руководством мастера спорта Людмилы Коровиной проходила в центральной части хребта Хамар-Дабан, составляла 230 километров, – восстанавливает хронологию событий Владимир Жаров. – На середине пути 5 августа на подходе к высоте 2310 (та самая гора Тритранс) в безлесной зоне туристы попали в снежный заряд с дождём. Резкое понижение температуры и неправильно выбранная тактика руководства группой привели к трагедии.
Ветеран Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, спасатель первого класса Владимир Зинов уверен: причиной смерти ребят стала не только плохая погода.
- Их погубили вот эта самоуверенность руководителя и погодные условия – три дня они шли при дожде и снеге. Это забрало очень много сил плюс было очень скромное питание, – отметил Владимир Зинов.
Выжившая Валентина Уточенко, несмотря на сложную ситуацию, смогла выйти к реке Снежная, где её подобрали туристы-водники и доставили в Слюдянку. Спасатели тот же час отправились на поиски погибшей группы.
- Мы знали только точку исхода и нашли место ночёвки. С одной стороны, такое тундровое плато с большими перегибами осложняло поиски. Плюс ко всему постоянно шли дожди, стояли туманы и была низкая облачность. Мы точно знали, что они (погибшие) были прикрыты целлофановой плёнкой и потому искали это пятно с целлофаном, но никак не могли найти, – вспоминает Владимир Зинов.
В небо были подняты вертолёты. Спасатели бурятской ПСС, Иркутска и Читы вели поиски как с воздуха, так и на земле, следуя по маршруту тургруппы. Тела ребят обнаружили на склоне вершины, обозначенной кем-то как Тритранс. Там когда-то стоял ретранслятор. Специалисты судебно-медицинской экспертизы провели исследование и установили: к гибели туристов привело физическое истощение. Этому способствовали погодные условия, недостаток снаряжения, калорийного питания, а также непродуманные действия руководителя похода в экстремальной ситуации – и никакой мистики, сообщает ГТРК «Бурятия».
«Умирали друг за другом»
То, что не уместилось в двухминутный сюжет, Владимир Жаров рассказал на своей странице в Facebook.
- Маршрут начинался от станции Мурино, проходил через Лангутайский перевал, выходил на гребень хребта, ведущий к вершине Хан-Ула, далее – к гольцу Ягодный и через вершину 2310 спускался к реке Снежная, а потом через Патовое озеро, (посёлок) Утулик и перевал Чёртовое озеро выходил к Слюдянке. Всего 210-230 километров. Лето, а особенно июль и август в этот год были особенно дождливые. Метеорологи, с которыми мне довелось потом разговаривать, на протяжении почти 30-ти лет не наблюдали такой погоды, – вспоминает журналист. – Группа заходила на маршрут под дождём и поднималась на Лангутайский перевал под дождём. Лишь один день выдался солнечным. На перевале они и сделали дневку. Следующие два дня шёл дождь, а 5-го августа ближе к утру пошёл дождь со снегом.
Когда четыре года спустя Владимир Жаров отправился в горы в одиночку, он хотел убедиться в наличии или отсутствии каких-либо явлений, повлёкших гибель группы.
- Подходя к этой вершине (Тритранс), я обратил внимание на небо. Только что было солнце, но вдруг налетел ветер, пошёл дождь, затем град. Он сменился снегом, затем пошёл дождь и выглянуло солнце. Это центральная часть Хамар-Дабана. Летом в солнечной Бурятии можно замёрзнуть, если пренебречь советами бывалых людей. Даже в небольшом путешествии в рюкзаке должны лежать тёплые вещи, сменные носки и запас продуктов, – отметил он. – Ребята умирали друг за другом от холода, от физического истощения. Этому способствовала и погода, и неправильно выбранная тактика прохождения спортивного маршрута в экстремальной ситуации. Они не смогли спуститься вниз, по склону к спасительному стланику – на это уже не хватило сил.
Самому младшему участнику похода было 16 лет, самому старшему – 25. Девушка, оставшаяся в живых, по словам Владимира Жарова, «сделала всё, что могла».
- Когда водники подобрали её на реке Снежная и доставили в Выдрино, тут же были организованы поисковые работы. Но они осложнялись тем, что вершины, указанной в маршрутной книжке как Тритранс, на карте нет. Ребят искали с помощью вертолётов, по маршруту выдвинулась группа спасателей Бурятской поисково-спасательной службы, иркутские спасатели. Шли дни. Их подняли на склоне вершины 2310 – той самой горы. Там когда-то действительно стоял ретранслятор. Возможно, это искажённое название вершины кочевало из отчёта в отчёт, – предположил журналист. – Если бы 4-го августа они дошли до этого строения, то для них бы эта ночь была самой тёплой, несмотря на снег. В жилом отсеке мачты стояла печь, были дрова.
Напомним, месяц назад «Комсомольская правда в Иркутске» решила провести собственное расследование и попытаться разгадать тайну бурятского «перевала Дятлова». Журналисты сравнили гибель «коровинцев» и «дятловцев» и обнаружили немало схожего.
Кстати, ранее выдвигалась гипотеза об отравлении некачественным алкоголем или тушёнкой. Однако опытные туристы, ходившие в походы с Коровиной, утверждают, что, во-первых, в её группах всегда действовал «сухой закон», во-вторых, никто не стал бы брать с собой алкоголь, потому что это лишний груз. Но если бы молодые люди действительно отравились, то вряд ли этого бы не заметили патологоанатомы. Другой вариант – так называемая горная болезнь – кажется убедительным, если не вдаваться в нюансы. Однако есть два весомых аргумента против. Во-первых, акклиматизация у участников похода уже должна была пройти, ибо в горах они находились не первый день. Во-вторых, всё-таки сам хребет не настолько высок, чтобы могли развиться симптомы «горной болезни».