На минувшей неделе в Улан-Удэ прошёл Байкальский информационный форум (БИФ), который объединил представителей крупнейших российских СМИ и ведущих медиа- и IT- специалистов со всей страны. Участие в нём принял и корреспондент информационного портала «Алтайская правда» (далее – «АП») Олег Купчинский. В пятницу, 10 августа, на сайте издания появилась большая статья, посвящённая его визиту в «таёжную, озёрную». Журналист узнал, какая мантра написана на склоне горы у Иволгинского дацана, что такое бурятский «сникерс», что местные жители называют «дорогой Путина» и зачем главный буддист России стал почти что министром сельского хозяйства.
В аэропорту Улан-Удэ внимание гостя привлёк большой 600-килограммовый молитвенный барабан – хурдэ
- Он содержит плотно свёрнутые свитки с мантрами. Считается, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещённых в него 27 миллионов мантр. Буддисты верят, что он приносит умиротворение и покой, усмиряет духов, очищает карму и накапливает духовные заслуги, – рассказал Олег Купчинский. – Вращать барабан нужно по часовой стрелке – по орбите Солнца. Видимо, заслуг я накопил мало или, наоборот, слишком много: по телефону вызвать такси не удалось, а местные бомбилы предложили добраться до гостиницы за 500 рублей, по тройному тарифу.
В своей публикации журналист упоминает о самом форуме – в частности, о том, что на нём предложили разработать закон о поддержке этнических СМИ для сохранения языка и культуры.
- Участники поддержали идею создания ресурсного портала межэтнической журналистики монголо- и тюркоязычных территорий под рабочим названием «Юртэмсе – Русская Азия». С бурятского и монгольского «юртэмсэ» переводится как «вселенная», – отмечается в статье.
Неизгладимое впечатления на корреспондента «АП» произвел Иволгинский дацан – центр Буддийской традиционной Сангхи России. По пути туда Олег Купчинский заметил надпись «Ом мани падме хум» («О дивный цветок лотоса!») на склоне горы. Эту скалистую сопку, нависшую над Иволгинском, сразу видно с трассы всем, кто едет мимо посёлка.
- «Ом мани падме хум» – самая знаменитая буддийская мантра. Иволгинская сопка – сакральное место. Её иногда называют Острой горой или Баян-Тогод («богатый павлин»). изредка – Сопкой любви. С другой стороны – древние памятники археологии. Если смотреть сверху, утёсы выглядят как окаменевшие воины. Остатки могильных плит, в скалах – маленькая пещерка, скорее, даже ниша, где может разместиться, сидя, один человек, – рассказывает журналист. – Внутри – блюдце, ритуальные лампадки. Тут регулярно проводят шаманские обряды. Иволгинский дацан состоит из множества деревянных дуганов. Яркие, многоцветные, с загнутыми крышами – они создают ощущение праздника, а внутри напоминают большие детские комнаты.
Олег Купчинский отметил, что на территории монастыря нельзя курить, сквернословить и даже не стоит громко разговаривать.
- Повсюду ритуальные барабаны, – продолжил он. – Подходим к причудливому камню. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёной Тары – богини, быстро приходящей на помощь. Считается, что если отойти на несколько шагов, загадать желание – обязательно доброе, вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, снова приблизиться к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное сбудется.
Гость из Алтайского края рассказал и о феномене Хамбо ламы Итигэлова.
- Нетленного ламу периодически выносят к почётным гостям – президентам государств и регулярно – по большим обрядам, службам и праздникам. Сохранился и стоит во дворце укрытый полиэтиленом трон, на котором в своё время сидел перед Итигэловым президент (Дмитрий) Медведев. Президент (Владимир) Путин обошёлся без трона и стоял. А Борису Гребенщикову разрешили пройти к ламе, погладить его, осмотреть близко и пообщаться. Все остальные передают просьбы и пожелания, держась за красную бечёвку, которая тянется к его руке, – пишет Олег Купчинский. – Каждый вечер настоятель храма убирает жертвоприношения и входит с Итигэловым в мысленный контакт, записывает его послания на бумажке. А потом переносит мысли и высказывания Хамбо-ламы на страницу Иволгинского дацана в «Фейсбуке». Оттуда они расходятся по миру среди буддистов.
Журналист также побывал в Тарбагатае и познакомился с культурой семейских. А ещё пообщался с местными шаманами. С полной версией статьи об его путешествии в Бурятию можно ознакомиться здесь.