Шокирующие цифры показывают, что самые талантливые выпускники школ массово покидают Бурятию, тогда как остающиеся в республике выпускники имеют более низкий уровень подготовки. Тумун Цыдыпов, заместитель руководителя проектного офиса Аналитического центра при правительстве России и Зоригто Намсараев, руководитель направления «Наука и образование» «Байкальского клуба», считают, что проблемы высшего образования в Бурятии станут мощным тормозом для ее развития. Для того чтобы выйти из этой ситуации вузы республики должны играть максимально активную роль в развитии экономики региона, а правительство Бурятии должно сформировать образ будущего республики с четко определенной ролью вузов в нем.
Бурятия теряет талантливых выпускников
Качество высшего образования в Бурятии это проблема, которая касается каждого человека. Родители думают о поступлении в вуз своих детей, работодатели зависят от уровня подготовки выпускников, студенты думают о своей востребованности после выпуска. Поэтому информация о шокирующе низком уровне баллов ЕГЭ у абитуриентов, принятых в вузы Бурятии, вызвала очень бурное обсуждение. По данным исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) наша республики заняла предпоследнее место среди российских регионов по среднему баллу ЕГЭ у поступивших в вузы, обогнав только Чеченскую республику. Для сравнения, средний балл поступивших на бюджетные места в 2017 году в Москве и Московской области составил 76,7 баллов (1 место в России), Иркутской области – 61,1, Забайкальском крае – 58,7, Республике Бурятия – 53,7, Чеченской республике – 51,5. Схожие данные были получены в исследовании «Доступность высшего образования в регионах России», также проведенном ВШЭ. Бурятия, в отличие от своих соседей, была отнесена к числу регионов не обеспеченных качественными местами для получения высшего образования. Таким образом, Бурятия отстала и от своих ближайших соседей.
Более пристальный взгляд на отдельные вузы показывает, что по данным мониторинга ГИВЦ Рособразование ни один из четырех крупнейших вузов Бурятии по итогам 2017 года не имеет средний балл ЕГЭ выше 60 (ВСГУТУ - 53,26, БГСХА - 49,57, БГУ - 58,19, ВСГАКИ - 59,18). При этом в Байкальском макрорегионе только три крупных вуза имеют средний балл больше 60. Это Иркутский медуниверситет (66,39), Иркутский госуниверситет (64,27) и Читинская медакадемия (63,66), которые и обеспечивают своим регионам более высокие средние баллы. Тем не менее, в сравнении с другими регионами эти значения не являются особо выдающимися. Например, Московский физтех имеет средний балл 94,45, а Новосибирский госуниверситет 78,00. Очевидно, что с точки зрения выпускника школы в Бурятии нет вузов для «хорошистов», а в Байкальском макрорегионе нет вузов для «отличников».
Введение системы ЕГЭ облегчило поступление лучших абитуриентов в лучшие вузы страны, но регионы со слабой системой высшего образования, такие как Бурятия, становятся донорами талантливых молодых кадров для более успешных регионов и мегаполисов. Исследование межрегиональной мобильности студентов и выпускников университетов, опубликованное ВШЭ в 2017 году, определяет Бурятию в группу регионов - экспортеров, в которых местные вузы «не востребованы среди выпускников школ и работают на внешний и локальный рынки труда». Основываясь на опубликованных данных можно попытаться приблизительно оценить масштабы утечки мозгов из Бурятии. По данным ВШЭ в 2015/2016 учебном году только половина выпускников школ Бурятии, из тех которые заинтересованы в получении высшего образования, поступает в вузы республики. Тогда как вторая половина, а это около 1,6 тысяч человек ориентируется на вузы других регионов. Среди окончивших местные вузы в 2014 году больше трети выпускников в 2015 году покинуло регион и устроилось на работу за пределами Бурятии. Таким образом, суммарные потери региона только в 2015 году в этих категориях молодежи составили около 3,1 тысячи человек.
Насколько высок уровень подготовки уезжающих из региона оценить довольно сложно. Но нужно отметить, что уровень выпускников школ Бурятии по результатам ЕГЭ не самый худший в России. Ежегодно ЕГЭ в Бурятии сдает около 6 тысяч человек, из них около половины получает больше 60 баллов по русскому языку - обязательному предмету, по которому можно проводить анализ. Эта цифра примерно совпадает с оценками ВШЭ по востребованности вузов Бурятии у абитуриентов. Можно предположить, что большая доля из абитуриентов с баллами выше, чем необходимо для вузов Бурятии сразу уезжает в другие регионы для поступления.
Слабые вузы тянут на дно регион
Появление ЕГЭ позволило школьникам и их родителям более гибко планировать жизненные стратегии. Наличие интернета и доступа к информации позволяет сегодняшним школьникам выбирать города с более интересной жизнью, более развитой городской средой, большими возможностями для трудоустройства, более высоким уровнем безопасности и большим уровнем дохода. Абитуриенты еще при поступлении думают о том, сколько они будут зарабатывать после окончания вуза. Поэтому неудивительно, что от 50 до 70% выпускников вузов по данным различных исследований хотят остаться в том городе, где проходили обучение. Молодые граждане ногами голосуют за регион, который они будут развивать.
Успешные вузы как пылесос собирают в себя наиболее талантливые кадры, которые затем толкают свой университет к новым вершинам. С течением времени отрыв лучших вузов от остальных будет становиться все более глубоким, а отстающие будут находиться под постоянной угрозой сокращения финансирования и оптимизации. Но более существенным риском для слабых вузов и их материнских регионов является попадание в «ловушку посредственности». Это ловушка низкокачественного спроса – когда ВУЗы начинают снижать барьеры для платежеспособных, но слабых абитуриентов. Ориентация на абитуриентов с низкими требованиями приводит к деградации уровня образования в вузах, что еще сильнее отталкивает сильных абитуриентов. Это прямой путь к вырождению.
В регионах со слабыми вузами увеличивается неравенство между бедными и богатыми. Далеко не все родители могут отправить своего ребенка на учебу в другой регион. Если ребенок получит слабое образование, то это может негативно отразиться на его карьере и будущих доходах. Хорошее образование – это один из основных механизмов позволяющих сократить разрыв в доходах между бедными и богатыми слоями населения.
Новый старый заказчик для вузов – правительство республики
Перестройка системы образования требует взгляда в будущее. Высшее образование имеет достаточно длинный жизненный цикл. Родители подростков уже сейчас вынуждены думать о том, где и как будут работать их дети в 2030-е годы. Эти годы наступят очень быстро: 2-3 года на подготовку к поступлению, 5-6 лет обучения, порядка 10 лет на активное развитие карьеры - суммарно это примерно 17 лет. Если начинать в 2018 году, то родители и их дети должны определить образ будущего своей семьи на 2035 год. Соответственно горизонт планирования у вузов, которые должны бороться за абитуриентов, должен быть не меньше.
Сейчас в мире происходят гигантские изменения на рынке труда и в системе образования. В первую очередь будут исчезать профессии, легко поддающиеся автоматизации: бухгалтеры, нотариусы, кассиры супермаркетов, операторы колл-центров и т.д. Будет появляться множество новых профессий. В этих условиях выпускников невозможно научить одному единственному навыку, который сделает их успешными. Студентов необходимо готовить не просто к получению диплома, а к работе в сложном, изменяющемся глобальном мире. Им нужно научиться анализировать новую информацию, находить ранее неизвестные пути решения проблем, идти на риск в условиях неопределенности, эффективно работать в команде и достигать поставленной цели. В этой ситуации творческое и критическое мышление становятся важнейшими навыками, которые надо воспитывать у студентов наряду с обучением в предметных областях. Лучший способ воспитания этих навыков - проведение студентами интенсивных научных исследований и проектов, решающих реальные проблемы в окружающем университет мире. Только таким способом можно подготовить выпускников не только готовых к будущим изменениям, но и тех, кто станет лидерами изменений.
С этой точки зрения основная проблема региональных вузов – это несоответствие современному уровню научных исследований и технологических разработок, что делает их малоинтересными для бизнеса и абитуриентов. Региональные вузы должны всеми силами бороться за наиболее амбициозную и подготовленную часть молодежи, развивать инновационный потенциал собственных сотрудников, аспирантов и студентов, давать им возможность успешно реализовывать собственные проекты и выводить имеющих практический опыт выпускников на рынок труда.
Проблема нарастающего отставания это не столько проблема самих вузов, сколько проблема их материнского региона. Вузы играют ключевую роль в создании и воспроизводстве человеческого капитала. Прорыв в инновационном и социальном развитии региона невозможен без постоянного притока молодых талантливых кадров. Успешные вузы становятся точками роста для своих регионов и активно участвуют в их развитии, системно работая с бизнесом и региональными властями. Сейчас вузы не могут ограничиваться только выполнением текущих требований своих традиционных заказчиков: федерального центра и платежеспособных родителей абитуриентов. Вузы должны видеть образ будущего региона и готовить кадры на опережение. Назрела потребность в активной роли ставшего незаметным изначального заказчика высшего образования в регионе – правительства Бурятии. Именно его жесткой и беспокойной позиции, на наш взгляд, не хватает для выхода из сложившейся ситуации.
Итак, что может сделать правительство РБ как заказчик высшего образования в Бурятии?
Во-первых, совместно с вузами, бизнесом и обществом определить их место и роль в стратегии развития Бурятии не менее чем до 2035 года. В рамках этой работы необходимо сформировать образ будущего бурятских вузов, определить где, кому и когда они приносят пользу, а также дорожные карты достижения этих целей. Учитывая значимость подготовленных кадров для развития регионов стратегия развития вузов должна стать ядром стратегии развития человеческого капитала Бурятии.
Во-вторых, выделить и реализовать в составе стратегии Бурятии до 2035 года программу по развитию вузов, включающую, например, формирование в регионе опорного вуза федерального уровня. Эта программа должна включать в себя целевые показатели, учитывающие роль вузов в развитии региона и увеличении его человеческого капитала.
В-третьих, стать активным диспетчером между местными вузами и работодателями: установить правила диалога, вести мониторинг дефицита кадров и формировать вместе с вузами программу сотрудничества с индустриальными партнерами.
При успешной реализации программы развития вуз должен стать не объектом затрат, а объектом для инвестиций, который приведет к увеличению человеческого капитала Бурятии и ускорению экономического роста.