Двуязычные вывески на русском и китайском языках несколько лет назад появились в магазинах Иркутска. У нас в Улан-Удэ такого еще нет, но это не говорит о том, что сюда приезжает меньше туристов из Поднебесной. Наоборот, их с каждым годом становится больше – именно китайцы наряду с монголами составляют основную долю в туристическом потоке в республике.
А самым популярным маршрутом в Бурятии у гостей из Китая, конечно же, остается Байкал.
Любовь свою встретишь на Байкале
Сами китайцы говорят, что эстрадный певец Ля Цзянь породил небывалый туристический бум на Байкал. Песню «На берегу Байкала» он сочинил в 2014 году, и до сих пор она остается суперхитом в Китае.
А еще говорят, что певец не был столь популярен в своей стране, пока его композицию о священном озере не исполнила примадонна китайской эстрады, которую можно сравнить с нашей Аллой Пугачевой. После эту песню исполнила супруга самого Си Цзиньпина. С тех пор Ля Цзянь из Харбина стал самым известным певцом в Поднебесной, а песня, из-за которой миллионы китайцев грезят Байкалом, есть почти у каждого из них на телефоне. А поется в ней о том, как луна рассыпает жемчуга на поверхности озера и как костер освещает на двоих ночь. Одним словом, она о двух влюбленных у озера Байкал.
- Последние пять лет китайцы стали верить, что если приехать на Байкал, то с любимым человеком будешь навсегда, - рассказал гендиректор Золотого цирка Пекина Чжу Чуаньшэнь. Напомним, недавно он побывал в Бурятии на международной встрече специалистов циркового искусства.
Свадьбу заказывали?
Руководитель «БайгалТрэвэл», молодой компании на рынке внутреннего и въездного туризма в Бурятии и Байкальском регионе, Вячеслав Дмитриев рассказал, что знает эту песню.
- Мы иногда со знакомым баянистом поем ее для китайцев, - уточнил Вячеслав Викторович.
Он же отметил, что в их компании нет тура по Байкалу, ориентированного на влюбленных китайцев.
- Если это будет конкретный заказ или заявка, стоит подумать. Можно сделать свадебный тур на русскую, казачью, старообрядческую, эвенкийскую или бурятскую свадьбу, - сказал он.
Сделаем как у французов?
Между тем туры для влюбленных - популярное направление в туристическом бизнесе многих стран. Например, во Франции считают, что Париж - самое лучшее место для влюбленных, поэтому такие туры заточены под «всё включено». Там предлагают посетить места, где встречались Наполеон и Жозефина, жили и любили Шопен, Эдит Пиаф, Бизе. Предлагают экскурсии на фабрики, ведь в этом городе модельеры первыми создали самую сексуальную и эротичную одежду. Кружева, рюшки, декольте, корсеты – всё это родом из Парижа. Там же влюбленным предлагают посетить стену «Я люблю тебя», где написаны признания в любви на 311 языках со всего мира.
А если представить, что наши бурятские туроператоры предоставят романтический тур для влюбленных с катанием на лодке, на лошадях, с ужином в степи или у самого моря под любимую песню китайцев о Байкале?
Впрочем, среди тех, кто едет из Китая на Байкал, как говорят другие гиды, мало молодых людей. Но ведь это еще не значит, что среди пожилых не могут быть влюбленные.
Главные путешественники
Гидом-переводчиком выпускница факультета иностранных языков БГУ Дина Базарова работает третий сезон. С начала мая она приняла уже десять групп из Китая. В каждой обычно до 45 туристов, но, по словам девушки, молодежи среди них максимум пять человек.
А приезжают в основном пенсионеры. И среди них немало тех, кто когда-то учился в СССР и неплохо знает русский язык. Они сравнивают социалистические годы Советского Союза с сегодняшним днем. Туристы восхищаются Путиным и считают, что Россия и Китай – друзья.
- Китайцы — самая путешествующая нация в мире во многом потому, что самая многочисленная. Но есть и много культурных факторов: в Китае очень популярен внутренний туризм, люди регулярно ездят в другие провинции. Они умеют путешествовать, - говорит Дина.
А то, что среди них большое количество пенсионеров, объясняется еще и культурными особенностями. Ведь долгое время в Китае был закон «Одна семья — один ребенок». Поэтому родители старались максимально вкладываться в своих детей, выучить их и дать им все: образование, квартиру, машину и другие блага цивилизации. После того как дети вырастали, они традиционно начинали заботиться о своих родителях.
Не нужны американские горки
Самые популярные направления у туристов из Китая, по опыту Дины, - Горячинск, Гремячинск, Чивыркуй, Энхалук. Любят они ездить и к семейским в Тарбагатайский район.
После удушливого смога в Пекине или жаркой тропической погоды в южных провинциях они наслаждаются нашим, по их понятиям, чистейшим воздухом.
- Они едут к нам не для развлечения, им не нужны американские горки. Гостям из Китая нравятся наша природа, наши пейзажи, сам воздух, прозрачный, пропитанный разнотравьем, - говорит Дина.
Воздушные замки и селфи
Еще об одной особенности туристов из Китая рассказал Алексей, житель Энхалука, куда они часто приезжают.
- Туристы из Китая, в отличие от нас, всячески берегут свою кожу от солнца. Поэтому у озера большинство китайцев сидит в одежде под зонтиками или под прикрытием вдали от берега. У берега они занимаются всем, кроме плавания и загорания. Например, на берегу они строят целые замки и крепости, а некоторые закапываются в песок и лежат так целыми часами, - рассказал он.
А еще многие заметили, что туристы из Китая ездят на Байкал, чтобы делать бесконечные селфи у моря. При этом фотки они моментально выкладывают в популярную в Китае соцсеть WeChat.
Возможно, приезд на Байкал – это дань моде. Как обычно в европейских странах, в США многие любят проводить отпуск у моря, так и китайцы следуют общепринятой традиции. И как доказательство – выкладывают свои фото у воды, причем ее очень много на фотографиях наших северных соседей.
В цене гранат и янтарь
Кроме селфи на фоне Байкала и у головы Ленина на площади Советов, туристы из Поднебесной посещают наши многочисленные ювелирные магазины.
- Спросом пользуются цепи и браслеты из золота, а также бриллианты высокой каратности. Привлекает китайцев и золотая бижутерия позатейливее. Например, с буквами кириллического алфавита. Из полудрагоценных камней они особо выделяют гранаты, а хит продаж — изделия с янтарем, - рассказала продавец одного из ювелирных салонов Улан-Удэ.
А еще они очень любят сувениры ручной работы. Видя, как в наших магазинах продают безделушки из их страны, многие китайцы не скрывают своего разочарования. Нравятся им магнитики с изображениями Байкала, природы Бурятии, сувениры из камня, матрешки, футболки и кепки с местной символикой. Причем их они закупают много, чтобы потом дарить своим родным и друзьям.
Не прочь китайцы отдохнуть и в дорогих ресторанах. Там им нравится слушать русские песни, особенно из 70 - 80-х годов. Но, как говорят завсегдатаи, они ведут себя там очень спокойно. Редко увидишь пляшущего китайского туриста, но с большим интересом они наблюдают, как отрываются на танцполе местные.
Ветер дует с Байкала
По словам Дины Базаровой, самый пик активности туристов из Китая – с мая по сентябрь. Зимой их совсем мало.
- Зимой, как я поняла, они посещают теплые страны. После Бурятии продолжают свое путешествие по европейской части России, - пояснила Дина.
Некоторые приезжают в Бурятию не один раз и привозят сюда своих друзей, соседей, знакомых. И многие из них наш Байкал называют северным китайским морем, а большую часть Сибири считают исконной китайской территорией. Но как бы то ни было, наш Байкал туристы из Поднебесной знают с детства. Там в прогнозах погоды часто говорят, что ветер дует с Байкала.