В рамках Байкальского информационного форума прошла презентация книги Александра Махачкеева «Карымы Бурятии. История и география поселений русско-бурятских метисов». Она издана при поддержке комитета по информационной политике администрации главы и правительства РБ и охватывает историю карымских сел Бурятии с XVII по XXI век. Но кто такие карымы? Об этом наш разговор с автором.
- Это метисы из крещеных бурят и эвенков. В разных районах Бурятии они носят и другие местные названия: крестники, харануты, баргуты и ясачные, а в соседнем Забайкальском крае их зовут гуранами. Кроме карымов среди русских Забайкалья есть еще казаки, семейские и сибиряки – старожильческое русское население.
- Александр Виссарионович, а как появились карымы?
- С момента первых встреч русских и бурят межнациональные браки стали практически повседневным и распространенным явлением. Первоначальное русское заселение Забайкалья осуществлялось казаками. Среди них не было женщин. В итоге, как отмечал С.В. Максимов: «… за Байкалом явилось целое племя карымов от матерей-буряток и монголок и отцов из сибирских казаков и русских поселенцев».
- А от русских матерей и отцов-бурят?
- В том числе. На русских женщинах женились крещеные буряты. Этому способствовали светские власти и церковь. Метисация стала следствием политики христианизации, которая способствовала закреплению региона за Российской империей перед лицом перманентной угрозы экспансии Китая, который, в свою очередь, официально патронировал буддизм.
- И какое место они занимали в обществе в то время?
- Карымы той эпохи дали немало крупных имен. Вторым Верхнеудинским городским головой был купец 2-й гильдии Александр Петрович Лосев (его отец, купец 1-й гильдии Петр Дмитриевич, был крещеным бурятом). Атаманом Забайкальского казачьего полка в Верхнеудинске был выходец из бурят и эвенков потомственный дворянин Анемподист Иванович Разгильдеев. Его внук Петр Тивуртиевич Трунев, как писал А.Д. Жалсараев: «…краевед, меценат, первый местный декабристовед, занимавший видное и совершенно особое место в общественной и культурной жизни Верхнеудинска». Их успешность факт неудивительный, поскольку демографические и хозяйственные показатели «ясачных» в целом превышали показатели бурят. Никаких особых привилегий они не имели, но были предприимчивы. На Аргуни они почти исключительно занимались контрабандой, отчего во всем Забайкалье кирпичный чай носил название «карымский». Были они и отчаянными охотниками за головами – беглыми каторжниками.
- А много ли было карымов?
- К концу XIX века метисы составляли не менее трети населения Забайкалья. Это по данным иркутского врача П.Г. Мацокина, впервые научно зафиксировавшего наличие монголоидных черт в русском населении Забайкалья: «Население Забайкалья в настоящее время распадается, по официальным данным, на три группы: православные – 65,2% от общей суммы населения; ламаиты – 27,5%; раскольники - 6% (прочих же 1,3%). Метисы входят в 65,2% православных и составляют, по меньшей мере, половину этого числа (Мацокин, 1904: 14)».
- Треть населения? Почему так много?
- Присоединение Забайкалья носило мирный и добровольный характер, именно поэтому смешанные браки между русскими и бурятами приобретали со временем все более устойчивый характер.
В Предбайкалье же, напротив, булагаты, эхириты, хонгодоры и ряд других родов оказали долгое и ожесточенное сопротивление Российской империи. А исторические обиды стираются не сразу - в Братске до сих пор вспоминают о том, что буряты трижды сожгли острог.
Кроме того, в Забайкалье скотоводство бурят и земледелие русских дополняли друг друга. Так, семейские отдавали скот на выпас бурятам, а осенью расплачивались мукой и овощами. Эти хозяйственные отношения перерастали в дружеские и длились годами. Конечно, были и серьезные трения на почве земельных отношений, но это издержки переселенческой политики властей.
- В каких районах республики есть карымские села?
- Практически во всех. Правда, до сих пор четко идентифицируют себя карымами жители таких сел, как, например, Хасурта в Хоринском районе или Унэгэтэй в Заиграевском. В этих селах они проживают вместе с семейскими и исторически жили отдельными православной и старообрядческой общинами. В Хоринской степной думе для карымов было образовано даже особое родовое управление – Курбинское отдельное общество. А тайшой хоринцев был Эрдэни Вамбоцыренов, воспитанный в Аге метис от хоринского бурята из Бичуры и дочери семейского купца. Ему покровительствовала бурятская «особа, приближенная к императору» - крестник Александра III Пётр Александрович Бадмаев. Те же атаман Семенов и японский генерал Уржин Гармаев были людьми смешанных кровей.
Однако в течение ХХ века большинство из карымских сел перестало считаться таковыми, а карымы пополнили ряды сибиряков, казаков, семейских и бурят наиболее активными и энергичными личностями.
- Александр Виссарионович, а почему так произошло?
- Советская власть снесла сословные, религиозные и национальные перегородки. Интернационализм, равенство и братство всех народов были не пустым звуком, карымы лишились религиозно-сословного фундамента. Но процесс метисации не завершился на них, на их место пришли другие метисы…
- И кто же они?
- В условиях многонационального и мультикультурного государства конструировалась единая советская идентичность. Как результат с 1956 по 1976 год доля национально-смешанных браков, зарегистрированных во Дворце бракосочетания Улан-Удэ, составила 13%.
Среди самых известных деятелей смешанных русско-бурятских кровей времен СССР и по сегодняшний день - действительный член Российской Академии наук, создатель советских ракет Алексей Липанов, кинорежиссер Сергей Бодров-старший. Конечно, всемирно известный драматург Александр Вампилов. Его пьесы долго не ставили, и однажды он услышал в известном московском театре:
— Этого настырного бурята больше сюда не пускать!
Другие маститые писатели и поэты - это Анатолий Байбородин, Ким Балков, Рахмет Шоймарданов, Аркадий Перенов, Герман Языков и др. Не случайно в журнале «Байкал» в 2017 - 2018 годах печатался роман «Метис» драматурга и писателя Болота Ширибазарова. Главный герой является метисом. Тема романа гораздо шире, чем просто трудный поиск своих корней, однако обращение к ней симптоматично…
Особенно много метисов было и есть в искусстве, шоу-бизнесе, спорте, бизнесе и политике Бурятии. Перечислять их нет смысла. Они всем известны.
- И какой же вывод?
- По данным Управления ЗАГС РБ за 1990 – 2017 годы, 9,6% заключенных браков являются межнациональными (из числа тех, кто указал свою национальность; с середины 90-х это стало необязательным). Такой процент не критичен, он не затрагивает сердцевину этноса и в то же время обеспечивает необходимое обновление. Метисация - это объективно существующий процесс и он не несет угрозы поглощения для бурят.
За четыре века совместного проживания наши народы обрели общую историю, сблизились не только культурно, но и генетически. Именно через метисов русские укоренились здесь, а определения «карым» или «гуран» - это синонимы настоящего сибиряка, соединившего в себе черты и характеры разных народов Забайкалья.