Когда-то я думал, что если решусь принять в семью ребёнка из детдома, то сделаю это легко. Но, когда отправился по заданию редактора в школу подготовки приёмных родителей, мне всё показалось не таким простым.
Если говорить коротко, то я пришёл к выводу, что не готов стать приёмным отцом. А если говорить об этом шире, то даже если вдруг и пойду на этот шаг, то буду долго думать, прежде чем принять столь важное для себя решение.
Осознанное решение
Школа подготовки приёмных родителей создана для будущих пап и мам, которые хотят принять на воспитание ребёнка в свою семью. Так же она полезна и для родителей, у которых есть собственные дети, но люди хотят принять в свою семью ребёнка из детского дома. В Улан-Удэ такая школа есть при центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Малышок».
Многие кандидаты в родители, приходя сюда, зачастую и не догадываются о том, как на самом деле сложно прийти к усыновлению малыша. И если на первый взгляд всё кажется таким простым, то, придя в школу подготовки приёмных родителей, лицом к лицу сталкиваешься с вопросами, о которых впредь даже и не задумывался. Ведь есть множество важных моментов, которые стоит учитывать перед тем, как сделать столь важный шаг в своей судьбе и судьбе ребёнка, в своё время оставшегося без родителей.
Занятия в школе подготовки приёмных родителей состоят из тренинговых упражнений и бесед, позволяющих будущим папам и мамам на себе почувствовать то, что чувствует ребёнок-сирота. А чтобы понять, нужно прожить это самому. И прежде всего принятие малыша в семью должно быть осознанным решением.
- Занятия проходят в форме тренингов, на которых мы перемещаемся в то самое состояние, в котором находится ребёнок, оставшийся без попечения родителей, - рассказывает психолог Лариса Афанасьева. – Самое главное, что нужно понять родителям – ребёнка нужно принять таким, какой он есть, с его прошлым. Всё-таки у каждого оно есть.
Мотивы и знакомство
Тренинг начинается со знакомства. Сев на стулья, расставленные кругом вместе с кандидатами в родители, я ощутил некую тревогу. Я знал, что рядом со мной сидят мамы, папы - люди, прожившие полжизни, знающие о детях то, чего не знаю я. К тому же я пришёл сразу на третье занятие, а потому был новичком в этой команде. На себе чувствовал слегка вопросительные взгляды: «Что такой молодой и неопытный юноша здесь делает?».
Знакомство происходило в игровой форме. По кругу люди передавали друг другу мягкую игрушку, при этом называя своё имя и качество на первую букву имени. Я назвал себя артистичным, что, пожалуй, и оправдывало моё присутствие на тренинге. Так я узнал и легко запомнил имена всех присутствующих на тренинге людей. Что самое интересное, среди 12 присутствующих было только трое мужчин, включая меня. Могу отметить, что знакомство таким образом значительно сближает людей между собой, нежели когда просто и банально называют имена.
Далее я присутствовал при выяснении положительных и отрицательных мотивов. Это был разбор домашнего задания. Лариса Афанасьева зачитывала список мотивов, которые приводят пап и мам к усыновлению. Кандидаты в родители рассуждали о перечисляемых мотивах, делая вывод об их положительности или отрицательности. Как выяснилось, то, что некоторые родители считают отрицательным, другие находят это положительным или спорным.
Перед тренингом меня попросили не беспокоить других кандидатов вопросами и не мешать ходу занятия. Честно говоря, практически все время я молчал, понимая, что мой жизненный опыт по сравнению с опытом присутствующих значительно меньше. Кто-то из них уже не в первый раз решился на усыновление ребенка, другие прошли долгий путь к такому поступку.
Дитя двух семей
Весь курс занятий разделён на пять частей, каждая из которых посвящена тренингам и беседам по одной конкретной теме. Первое занятие – анкетирование и знакомство с кандидатами в приёмные родители. Папы и мамы должны пройти психологическое тестирование. А вот уже второе занятие является установочным, где будущие приёмные родители должны определиться с формой семейного жизнеустройства. Здесь уже и начинаются практические упражнения в форме игр и перевоплощений для того, чтобы кандидат мог понять, с какой же он всё-таки проблемой сюда пришёл. Тема третьего занятия – семья. Ведь стоит знать и понимать, что ребёнок из детдома – это дитя двух семей, у него есть как биологические родители, по тем или иным причинам оставившие его, так и будущая семья, которая должна принять его таким, какой он есть. Четвёртое занятие уже более углублённое – оно посвящено привязанности. Для того чтобы принять малыша в семью, необходимо сформировать чувство привязанности. Пятое – адаптация. Важно, меняя какие-то условия в жизни, тут же к ним приспособиться. Тут значимую роль играет и привязанность – без её формирования сложно привыкнуть к новой жизни уже после усыновления ребёнка.
- В школе подготовки приёмных родителей мы разбираемся и с мотивами, которые приводят кандидатов сюда, - рассказывает Лариса Афанасьева. – Ведь некоторые люди приходят с такими мотивами, как жалость, то есть действуют на позыве эмоций. С мотивами нужно определиться перед формированием привязанности и адаптацией. Они должны быть положительными, ведь каковы будут мотивы, таковы будут и дальнейшие действия.
Кроме этого, кандидатам в родители даётся домашнее задание. Дома будущие папа и мама должны читать и готовиться к предстоящему занятию. Возникшие дома вопросы обсуждаются на занятии. И важно, чтобы кандидаты не просто приходили и сидели, а были в курсе обсуждаемого.
Жизнь изменится навсегда
Занятие длится около пяти часов. Формируется оно, как правило, из 13 - 15 человек. Усыновители чаще всего приходят парами, а опекуны по одному. Из этих людей формируется группа, которая и обучается в течение месяца. А после каждого занятия обязательно проходит обсуждение – кандидаты в родители делятся впечатлениями и рассказывают, какая информация была для них полезна, а что из пройденного они уже знали. Люди отмечают, что знания, полученные ими в ходе тренинга, полезны не только для принятия ребёнка в семью, но и для воспитания своих собственных детей.
Но из родителей, как правило, в контакт с прессой никто не вступает. Вся информация о них скрыта. Будущих приёмных пап и мам не трудно понять – так же, как и дети, они по-своему травмированы и не хотят говорить вслух о том, что их сюда привело. И всё то, что происходит на тренингах, так и остаётся в стенах школы подготовки приёмных родителей.
- Даже после всех пяти занятий ещё рано говорить о готовности кандидата стать приёмным родителем, - говорит Лариса Афанасьева. – После пятого занятия проходит итоговое тестирование по результатам обучения, где мы рассматриваем, всю ли информацию мы довели до кандидата. Во время тренингов мы наблюдаем за будущими папами и мамами – за их поведением, высказываниями - и делаем вывод, смогут ли они стать приёмными родителями. А если вдруг по каким-то причинам человек оказался не готовым, то советуем ему повременить со столь важным решением в его жизни. Хотя такое бывает довольно редко.
Лично для меня стало большим открытием всё, о чём я узнал, посетив школу подготовки приёмных родителей. Ошибочно я предполагал, что если вдруг когда-то решусь принять в семью ребёнка-сироту, то просто приду в приют и сделаю это. Но ребёнок не товар и не игрушка. Об этом тоже говорится в школе подготовки приёмных родителей. Решившись на этот судьбоносный шаг, нужно понимать и знать очень многое. После усыновления или удочерения жизнь родителей непременно меняется. Ни в коем случае нельзя идти в детдом, мотивируясь лишь только чувством жалости. Здесь особую роль должна играть не только любовь к детям, но и привязанность и чувство ответственности перед ним на всю жизнь. Ответственности за всё. Принимая дитя в свою семью, мы дарим ему новую жизнь, светлое будущее, конечно же, при этом не оставляя в тени и его прошлое. Став приёмным папой, и самому будет уже невозможно вернуться к прежней жизни, потому что ребёнок становится, пожалуй, самой важной частью твоей жизни.