Накануне, 21 августа, в киностудии «Лендок» в Санкт-Петербурге состоялся показ фильма под названием «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы», над которым работали московские документалисты. Речь в нём идёт о жизни буддийского монаха, нетленное тело которого находится в Иволгинском дацане, недалеко от Улан-Удэ, сообщает газета «Metro».
Картина повествует и о местах, где бывал самый известный бурятский лама. В их числе – священная скала с самопроявившейся мантрой «Ом мани падме хум» («О дивный цветок лотоса!») на границе Бурятии и Монголии. Чтобы увидеть её, сюда приезжают люди со всего мира. В сакральное место, которое находится в Кяхтинском районе, близ дацана «Балдан Брэйбун», отправилась и корреспондент федерального издания Алёна Бобрович. Она побеседовала с одним из монахов – Жамсо Аранжаповым.
- Известно, что основатель буддизма в Бурятии – самый первый Хамбо лама (Дамба-Доржа) Заяев – часто приходил к скале и медитировал здесь, – рассказал Жамсо Аранжапов. – Наверное, он и открыл это сакральное место. Тогда же, в XVIII веке, недалеко отсюда был построен первый дацан – из войлока. Позже здесь часто бывал Хамбо лама Итигэлов. В 1912-м году он нашёл недалеко от скалы личные вещи первого Хамбо ламы Заяева и указал место для строительства храма «Балдан Брэйбун».
Новый дацан построили за несколько лет до Октябрьской революции. В 30-е годы его разрушили, а скала с мантрой осталась, отмечает «Metro». Сейчас она закрыта стеклом. Делается всё, чтобы сохранить священные слоги.
- Дело в том, что верующие, приходя к священному месту, во время молебна брызгают на мантру молоком, – пояснил лама Жамсо. – Молочные продукты, попадая на поверхность камня, образуют плотную плёнку, которая закрывает буквы. И другие люди не могут их увидеть. Поэтому было принято решение поставить навес и закрыть мантру стеклом. Но дотронуться до камня можно: мы оставили небольшое окно, которое может открыть каждый желающий. Также здесь можно оставить подношения – деньги, сладости, пшено.
Село Мурочи, рядом с которым находится священная скала, расположено в двухстах километрах от Улан-Удэ и в шестидесяти – от районного центра Кяхты. Но почти каждый день сюда приезжают паломники и туристы. Таких святынь в мире, кстати, всего две. Вторая находится в Непале.
- К нам едут со всех уголков России и Монголии. Каждый год приезжают чехи, недавно были американцы, – поделился с гостем Жамсо Аранжапов.
Счастливый бурундук
Каждое утро на священных камнях скалы можно заметить бурундука. Он выбирает что-нибудь из подношений, устраивается на солнце и приступает к завтраку. Людей не боится: знает, что его не тронут.
- Мы, буддисты, верим в перерождение. И неизвестно, кем был этот зверёк в своей прошлой жизни и кем он станет в будущем, – говорят местные жители. – Пусть этот бурундук будет счастливым в своей жизни.
По мнению верующих, конфеты и другие сладости здесь оставляют и для тех, кто голоден.
- Я, когда был пионером, рыбачил рядом. Всё время хотелось есть, а рядом со скалой всегда можно было найти много сладостей, – признался житель села Мурочи Баир Цыренпалов. – Однажды спросил у своей верующей бабушки, можно ли брать конфеты. «Можно, – отвечала бабушка. – Только сначала надо помолиться и спросить у скалы разрешения». Мы с друзьями молились, гладили камни, а потом брали конфеты и пряники, пили чай. Получается, что она нас спасала от голода.
«Если тебе будет очень тяжело, вспомни святые места»
Лама Баир Батомункуев, с которым также пообщался корреспондент «Metro», родился и вырос в селе Мурочи.
- В детстве мы играли на развалинах снесённого дацана, вместе с верующей бабушкой ходили к скале с мантрой, – рассказал он. – Как и все советские дети, я был октябрёнком, пионером и комсомольцем. Нас учили, что религия – это зло. Естественно, я не был верующим. Но когда собрался в армию, бабушка чуть ли не насильно повела меня по святым местам, в том числе к скале с мантрой «Ом мани падме хум». Заставляла молиться. Я без особого желания, но делал всё, что она говорила. Служил я на Крайнем Севере. Однажды, нарушив инструкции, вышел в пургу один и заблудился. Меня занесло снегом, не мог встать. Чувствую, как силы меня покидают. А умирать не хочется! Стал вспоминать свою деревню, близких, скалу, мантру, начал её повторять. И вдруг почувствовал какой-то внутренний толчок! Сумел стряхнуть с себя сугроб, сжал зубы и пополз. И повторял мантру. В результате выбрался на дорогу и дошёл до своей части.
После возвращения из армии Баир Батомункуев поступил в Буддийский университет («Даши Чойнхорлин») при Иволгинском дацане.
- Меня туда приняли. Получив религиозное образование, вернулся в дацан в своём селе, потому что понял – это моё призвание. И теперь, когда хожу к скале, всегда благодарю её за своё спасение, – добавил лама.
Сейчас рядом с камнем построен небольшой дуган.
- К этому месту с почтением относились и в советское время, – пояснил «Metro» местный житель, сотрудник администрации Баир Цыренпалов. – Пожилые люди приходили сюда молиться, а неверующие обходили скалу стороной. В 70-е, когда я ещё в школе учился, в Кяхтинском районе активно шло строительство, многие скалы разрушали, камни дробили и увозили. Хотели и эту разрушить. Так вот трактор, который к ней подъехал, неожиданно перевернулся. Скалу решили оставить в покое. Местные жители рассказывали, что в советское время было несколько попыток закрасить священные буквы. Но каждый раз вандалов что-то останавливало.
Напомним, несколько недель назад в Бурятии побывал корреспондент информационного портала «Алтайская правда» Олег Купчинский. Он принимал участие в Байкальском информационном форуме (БИФ), который проходил в республике со 2-го по 3-е августа. Вскоре на сайте издания появилась большая статья, посвящённая его визиту в «таёжную, озёрную».
Журналист узнал, какая мантра написана на склоне горы у Иволгинского дацана, что такое бурятский «сникерс», что местные жители называют «дорогой Путина» и зачем главный буддист России стал почти что министром сельского хозяйства