Малый бизнес динамичен, он чутко реагирует на изменение потребностей, охотно перенимает опыт, подсмотренный в других регионах, и благодаря этому мы получаем более комфортную среду.
Но у малого бизнеса свои трудности. Ему сложнее выживать, нежели крупным предприятиям, прежде всего потому, что на них сильнее сказывается изменение экономической ситуации. Поэтому государство поддерживает и стимулирует развитие малого предпринимательства. Прежде всего это делается за счет специальных налоговых режимов. Они разработаны именно для поддержки малого предпринимательства, позволяют вести упрощенную налоговую и бухгалтерскую отчетность, и что главное – тот, кто применяет спецрежимы, уплачивает меньше налогов (от ряда налогов вообще освобожден), что дает возможность маленьким предприятиям получать больше прибыли, и значит – быть более конкурентноспособными.
Спецрежимы, конечно, должны применяться ограниченным кругом налогоплательщиков - теми, кто, в силу своего малого размера имеет сравнительно небольшой доход, и поэтому не может уплачивать налоги на общих основаниях. Скажем, для тех кто применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) установлено пороговое значение показателя доходов: применять УСН могут только те налогоплательщики, чей доход не превышает 150 млн руб. (ст. 346.13 НК РФ). Крупные предприятия обязаны уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Для тех, кто уплачивает единый налог на вмененный доход (ЕНВД) также существуют свои ограничения. Скажем, если плательщик ЕНВД начинает осуществлять оптовую продажу, то он теряет право на применение ЕНВД.
Однако на практике встречаются случаи, когда крупный бизнес использует льготные условия спецрежимов, в обход действующего законодательства. Самая распространенная схема – это когда предприниматель искусственно дробит свой далеко «не малый» бизнес на множество юридических лиц и ИП, подгоняя их показатели под пороговые значения специального режима. При этом все эти юрлица и ИП зачастую находятся под одной крышей, имеют общую бухгалтерию и логистику, так что простой обыватель убежден, что имеет дело именно с одной большой компанией.
Такая уловка наносит ущерб бюджету страны и региона, и затрудняет развитие малого бизнеса, ведь в результате реальные малые предприятия проигрывают в конкуренции крупному бизнесу, который и так имеет достаточно средств для своего развития. Такое уклонение от уплаты налогов затрагивает и население региона. Ведь получается, что покупатели отдают свои денежные средства в качестве оплаты крупным компаниям, но при этом не получают полной отдачи от этих денег в виде уплаченных кампанией налогов, которые в конечном счете пошли бы на исполнение государством своих социальных функций.
Налоговая служба имеет обширный успешный опыт противодействия такой практике. Поэтому тем, кто незаконно использует льготные режимы налогообложения, выгоднее пересмотреть свои обязательства и в целях избежание штрафных санкций уплатить не исчисленные налоги.
Позиция налоговой службы по этому вопросу подтверждена судами, в том числе и Конституционным судом РФ (определение от 04.07.2017 г. № 1440-О). Арбитражная практика по случаям дробления бизнеса складывается на сегодняшний день в пользу налоговых органов.