После серии вооружённых нападений в российских школах чиновники вроде как решили вплотную взяться за проблемных детей. Ранее «Известия» писали, что министерство просвещения разослало в российские регионы методические рекомендации по работе с подростками, склонными к агрессии. Сообщалось, что они помогут педагогам определять таких учеников и строить с ними коммуникацию. Документ, который имеется в распоряжении издания, подготовил для распространения в образовательных учреждениях подведомственный министерству центр защиты прав и интересов детей. А на пленарном заседании в рамках Байкальского образовательного форума (БОФ) этот вопрос затронула уполномоченный по правам ребёнка при президенте страны Анна Кузнецова.
- Уже сейчас есть меры (связанные со снижением агрессии – прим. авт.), выработанные в том числе экспертами и специалистами из Бурятии, – заявила детский омбудсмен. – Они лягут в основу предложений, которые мы направляем в правительство России по комплексу решений этой проблемы.
Но накануне стало известно, что ужесточать меры безопасности в учебных заведениях федералы не собираются. Вместо этого в Минпросвещения предлагают усилить «работу по воспитанию законопослушных граждан». Об этом в ходе своего визите в Киров сообщила замглавы ведомства Татьяна Синюгина, которая также приезжала в Бурятию на БОФ.
- Дополнительных нормативно закреплённых мер, которые защищали бы школу, нам не требуется. Самое главное – добиться исполнения законодательства, которое существует сегодня в рамках обеспечения безопасности образовательных организаций, – цитирует чиновницу ТАСС. – Важно наших детей научить и воспитать, сделать из них законопослушных граждан.
Синюгина напомнила, что в каждой школе, где произошли подобные ЧП, была и охрана, и турникеты, и видеонаблюдение, и специальные «тревожные» кнопки.
- Но дети пришли с холодным оружием и нанесли удары своим учителям, одноклассникам. Рядом с ними в нужное время не оказался тот самый взрослый, которому они доверили бы все свои проблемы. Поэтому от контроля за соблюдением всех норм безопасности мы переходим к созданию такого образовательного и воспитательного пространства, такой среды, которая позволяла бы детям, педагогам и родителям чувствовать себя защищёнными, – подчеркнула она.
Замминистра уточнила, что создание «безопасной среды» – это комплексная педагогическая задача и ведущая роль здесь отводится психологу.
- У нас разработана концепция развития психологической службы в системе образования, создан федеральный центр развития психологической службы при Российской академии образования и впервые сформирован институт внештатных психологов, которые есть в каждом федеральном округе и субъекте, – отметила Синюгина.
Она добавила, что в перспективе реализация этой самой концепции предполагает регламентацию функционала и полномочий, а также нормирование численности психологов, которые должны работать с детьми и их родителями. Кроме того, в профессиональном сообществе обсуждается вопрос о том, нужен ли школе штатный психолог или он должен работать независимо от образовательного учреждения.
Однако в учебном заведении в военном городке на окраине бурятской столицы, где в январе произошло нападение, меры безопасности всё-таки ужесточили. Анна Кузнецова рассказала об этом журналистам во время поездки в Саратовскую область.
- На днях я была в Бурятии, заезжала в школу, где было ЧП. Здание уже оборудовано камерами видеонаблюдения, присутствует охрана, есть договоры с частными охранными предприятиями. Применены и иные форматы повышения безопасности, – приводит её слова РИА Новости.
Кстати, уполномоченный по правам ребёнка в Бурятии Татьяна Вежевич, подводя итоги встречи с Анной Кузнецовой, сообщила, что «вне программы» форума побывала вместе с ней в Сосновом бору. По её словам, в здании вовсю идут работы по подготовке к новому учебному году.
- Это будет совершенно другая школа и, хочется надеяться, абсолютно другой подход к воспитательному процессу, индивидуальной работе с детьми и сотрудничеству с семьёй. Вопросы воспитания в Бурятии впервые за много лет обсуждались в новом формате. Полностью разделяю позицию Анны Кузнецовой в этом вопросе. Согласна с предложенными ею мерами по совершенствованию процесса воспитания в докладе на пленарном заседании БОФа и на круглом столе. Будем работать, – написала Вежевич на днях на своей страничке в Facebook.
Трагедия в школе № 5, расположенной в военном городке Сосновый бор, потрясла всю страну. Напомним, утром 19 января в один из кабинетов на третьем этаже бросили бутылку с зажигательной смесью. Начался пожар, и тут же подросток с топором в руках набросился на учительницу, а после – на ребят, которые в тот момент находились в классе. Спасаться им пришлось бегством.
В кровавой бойне пострадали семь человек, включая самого девятиклассника, учинившего расправу. Незадолго до этого аналогичный случай произошёл в Перми. Двое подростков устроили резню в школе № 127, ранили полтора десятка человек и потом попытались свести счёты с жизнью. Вскоре в посёлке Смольное Челябинской области один девятиклассник ударил ножом другого из-за конфликта на перемене. Увы, не стало исключением и соседнее с Бурятией Забайкалье.