Многие жители города сталкиваются с настоящим маршрутным адом – одни не могут часами дождаться нужного автобуса, другие едут буквально в обнимку с незнакомыми людьми из-за давки. Духота, трата времени на ожидание, давка – это то, с чем сталкиваются жители окраин Улан-Удэ почти каждый день.
Мы попробовали испытать на себе проблемы, с которыми сталкиваются пользователи маршруток, и выяснить у водителей, в чем их причина.
Невыполненные обещания
Когда в июле 2013 года было принято решение об увеличении платы за проезд сразу на три рубля - с 17 до 20, Управление транспорта и связи города обещало этим мотивировать перевозчиков на продление графика работы. Картина выглядела заманчивой – пусть и проезд стал дороже, зато уехать проще. Так, на нерентабельных маршрутах автобусы должны были ездить до полуночи с интервалом 20 - 25 минут. На популярных маршрутах интервал движения обещали оставить прежним – до часу ночи.
- У нас очень часто поступали жалобы, что на такси ездить дорого, а уехать вечером на маршрутке невозможно. Основываясь на решении сессии горсовета, мы разработали приказ о введении нового режима движения транспорта в вечернее время, - рассказал тогда на пресс-конференции и.о. начальника Управления транспорта и связи мэрии Юрий Ткачев.
Но прошло пять лет, а обещанные нововведения так и остались в планах управления.
Час в ожидании 57-го автобуса
В вечернее время я посетил конечную маршрута № 57 в 140 квартале. И если на сайте «Городских маршрутов» указано время последнего рейса 21:00, то по факту в начале девятого на маршрутку сесть практически невозможно. В общей сложности я простоял на «конечке» около часа. За это время сюда подъехало три автобуса, но водители, высадив пассажиров, разворачивались и уезжали. На возмущения людей они все как один отвечали: «Я своё сегодня отработал, больше не поеду».
Но тем не менее людей на остановке больше не стало. Постояв 10 - 15 минут, они уходили на другую остановку, чтобы сесть на автобус другого маршрута.
- Каждый день здесь такая «песня», - жалуется жительница 140 квартала. – Автобус приезжает, разворачивается и уезжает. Иногда приходится звонить и жаловаться бригадиру. Он спрашивает у нас госномера, а там уже как-то по-своему их гоняет.
В итоге спустя практически час мне удалось сесть только в четвёртый по счёту автобус. И по подсчётам всё получилось верно: маршрут № 57 отъезжает с интервалом в 15 минут и за час как раз подъехало четыре автобуса, как и положено по расписанию. Вот только проблема в том, что трое водителей из четырёх уже закончили работу.
Не хватает автобусов
Как объяснил нам проверяющий маршрута № 57 Артур Шалаев, водители строго придерживаются графика, составленного бригадиром, и любое нарушение грозит увольнением.
- Такого быть не должно, чтоб в восемь вечера никто не мог сесть на автобус, - говорит управляющий. – Возможно, кто-то из водителей самовольно раньше ушёл. Но в таких случаях люди обращаются к нам, сообщают номера автобуса, и мы с водителем уже прощаемся. А вообще у нас на маршруте никогда таких проблем не было. Водители все держатся за свои места.
Как оказалось, проверяющий маршрута № 57 является и проверяющим маршрута № 64. Мы решили не упускать возможность и узнать, как обстоят дела на этом маршруте. Автобус идёт с улицы Заовражной через Шишковку и заканчивает маршрут в районе Мелькомбината.
- Если на 64-й маршрут люди будут жаловаться, то я пойму, - рассказывает Артур Шалаев. – Там в отличие от 57-го постоянная текучка. На сегодняшний день на 64-м маршруте не хватает порядка 20 автобусов. А всё потому, что по улице Чертенкова ужасная дорога.
Невыгодный 92-й
Маршрут № 92 отходит с остановки «Тубдиспансер» и приходит на станцию Медведчиково, по пути заезжая в сотые квартала.
В дневное время на одной из остановок по улице Воронежской стояло несколько человек в ожидании автобуса № 92. Едва только я задал вопрос, не сталкиваются ли они с транспортной проблемой, как услышал бурю негодования.
- Днём ещё можно сесть на микрик, а вот после восьми вечера практически невозможно, - рассказывает местная жительница Татьяна Алексеевна. – Раньше я работала до десяти вечера и в это время в городе уже не могла дождаться 92-й. Приходилось до «Абсолюта» доезжать на 100-м маршруте, а дальше заказывать такси. А с утра не сядешь в маршрутку, потому что переполненные едут. Ездят, как правило, «Газели».
Граждане видят два выхода из этой проблемной ситуации – поставить на линию автобусы большей вместимости или добавить ещё один дополнительный маршрут.
У водителей на этот счёт своя правда. Они признаются, что маршрут № 92 для них невыгодный.
- Дело в том, что в вечернее время людей на остановках практически нет, - рассказывает один из водителей. – Мы в день по две тысячи зарабатываем, что для нас смешно. Ведь надо и заправиться, и где-то на ремонт оставить. А по вечерам мы возим воздух. Я вчера в час пик от одной «конечки» до другой только пять человек провёз! Автобусов мало, потому что кто захочет пустую маршрутку по вечерам гонять?
Длинный 28-й
Многие граждане в социальных сетях жалуются и на работу 28-го маршрута. В основном людей волнуют те же два вопроса: почему мало автобусов и почему их приходится долго ожидать.
Конечные остановки маршрута находятся в посёлке Сокол и микрорайоне Светлый. Приехав на конечную маршрута № 28 в Соколе, нам самим пришлось ждать около 15 минут. А когда мы ехали из посёлка Аэропорт в центр города, на всём пути встретилось только два автобуса № 28.
Рассказать обо всей сложности этой ситуации нам согласился водитель маршрута № 28 Цырен.
- Этот маршрут очень длинный, а машин мало, потому что никто не хочет идти сюда работать, - объясняет он. – Я порой от одной «конечки» до другой два часа еду! А полный круг делаю примерно за три часа. Последний рейс у нас в десять часов. Если в восемь я нахожусь на одной из «конечек», то на другую мне смысла ехать нет, потому что пока я туда доеду, закончится рабочее время и обратно мне придётся ехать пустым. Сейчас на линии у нас 17 машин. Иногда мы попадаем в пробку, и таким образом все автобусы собираются с одной стороны, а на другой «конечке» нет ни одного, потому что мы все невольно оказываемся с одной стороны. Бывает и такое, что железнодорожный переезд закрывают, а это ещё плюс десять минут задержки в рейсе. А народ, видимо, всего этого не понимает.
Водитель пожаловался и на разбитые дороги в посёлке Светлом. По его словам, резина по таким маршрутам снашивается быстро.
Слаженность водителей 40-го
Получается, что всему виной прежде всего ужасные дороги, пробки и попросту отсутствие водителей, желающих работать на невыгодном маршруте. Именно там водители не видят смысла выезжать с конечной каждые десять минут, и на таких маршрутах ожидание автобуса может составлять, как правило, до получаса.
Проблем нет с теми маршрутками, которые проезжают свои остановки каждые пять-десять минут. Это связано прежде всего с большим потоком людей в определённых районах, пользующихся общественным транспортом.
Так, например, проехавшись на автобусе № 40, я убедился, как слаженно работают его водители.
Маршрут начинается в 113 квартале и заканчивается в Зеленхозе. Когда автобус уже полный, а люди на остановках продолжают голосовать, водитель сообщает об этом по рации своим коллегам. Те же пустыми доезжают до этой остановки и сажают людей. В десятом часу вечера на конечной остановке можно увидеть ещё как минимум два автобуса. Хороший пример слаженной работы.
И если вдруг начнется разговор об очередном увеличении стоимости за проезд, то мы уже знаем - повышение цен никак не отражается на мотивации водителей, а причина кроется в чем-то другом.
Имена героев изменены.