Водоканал
2347

По канализации в столице Бурятии будет лазить робот

Улан-удэнские коммунальщики взяли на службу искусственный разум за 8 млн рублей

Фото: управление по информационной политике администрации Улан-Удэ

Власти города наконец-то взялись за обветшалые сети. Недавно мэрия прикупила для МУП «Водоканал» специальный телеинспекционный комплекс на базе автомобиля «Газель» от фирмы ООО «Тарис», предназначенный  для диагностики поломок в коллекторах. Он обошёлся казне почти в восемь миллионов рублей. Средства направили из муниципального и республиканского бюджетов.

Решение приобрести столь дорогостоящее оборудование чиновники приняли после крупной коммунальной аварии, которая произошла в бурятской столице в ноябре. Тогда после прорыва коллектора на улице Лебедева без воды на двое суток остался почти весь Октябрьский район – около 100 тысяч человек и 44 социальных объекта.

Принцип работы комплекса довольно прост: его опускают в люк и изучают трубы через специальный монитор. Все недочёты, трещины, коррозию и другие дефекты видно невооружённым глазом. Камера с зумом может поворачиваться на 360 градусов. Кроме того, она оборудована фонариком, что позволяет снимать даже в темноте. А ещё робот способен преодолевать расстояние до 200 метров и «обследовать» трубопроводы диаметром от 150 до 3000 миллиметров. На днях «чудо-машину» показали мэру Улан-Удэ Александру Голкову. Во время демонстрации оператор обнаружил трещину на трубопроводе.

В администрации, кстати, уже подготовили и утвердили график диагностики самотечных коллекторов общей протяжённостью свыше 30 километров. Без робота на обследование этих сетей потратили бы 28 миллионов.

- Стоимость комплекса – 7 миллионов 800 тысяч рублей. При самых простых подсчётах уже в первый месяц обследования получается четырёхкратная экономическая эффективность, – пояснил Александр Голков. – Теперь можно качественнее планировать ремонтную кампанию, опираясь не только на техническую документацию, ведь благодаря комплексу есть возможность видеть все процессы, происходящие в сети и в колодцах – коррозию, разрушения, свищи, заиливание. Есть ещё один немаловажный фактор. В советское время трубопроводы чаще всего строились под магистральными дорогами и сейчас, когда решают, асфальтировать дорогу или нет, такое решение сложно принять без дообследования. Можно, конечно, положить новый асфальт, а потом во время аварии его придётся разрушать.

Теперь ничего разрушать не требуется. Телеинспекционный комплекс позволит ускорить процесс диагностики и ремонта трубопроводов. Инспекция будет проводиться перед очистными или ремонтными работами для оценки масштабов и расчётов, подбора подходящего типа оборудования и технологии. В мэрии Улан-Удэ отмечают: сегодня в эксплуатации и на оперативном обслуживании МУП «Водоканал» находится 571,5 км сетей водоснабжения и 463,3 км сетей канализации различных диаметров и материалов.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях