путешествие
4720
1

Как буддист-паломник впервые побывал у святынь Алханая

Специальный репортаж из мира божеств и тайн северной буддийской святыни

Фото: А. Махачкеев

Поездка на Алханай случилась внезапно, позвонили друзья из Аги: «Приезжай, отдохнешь, о жизни подумаешь. Погода стоит хорошая, а номер забронируем». 

Места силы

Я бывал там зимой, и подняться к буддийским святыням не представлялось возможности. Опыт паломника у меня был – ездил в Индию, Монголию, Тибет и Китай и, конечно, посетил немало мест силы в Бурятии. Из недавних поездок это гора Буринхан на границе Джиды и Селенги  и Отосан-хан на правом берегу Чикоя в Кяхтинском районе. Конечно, главное место силы для человека - это его родина с любимыми с детства пейзажами, запахами, вкусами и воспоминаниями. Но посещение Алханая, одной из главных северных буддийских святынь, было давней мечтой, с тех пор как еще в начале 90-х годов мой друг поэт

Сергей Пурбуев написал свои стихи: 

Алханай! Моё детство, приволье, озоновый воздух,
Исцелитель-родон в родниках от болезни любой.
Первый друг - бурундук, а зимою - тулуп не по росту...
Через годы нас память ведёт незабвенной тропой… 

Дикая дорога

Выехали с женой и дочкой спозаранку – от Улан-Удэ до Читы по трассе 671 км, а от Читы до Алханая - еще 206 км. Почти 900. Редкие деревни, полноводные реки, тайга и широкие цветущие степи, где не видно ни людей, ни животных. Лишь ястребы в небе высматривают добычу и местами стоят стожки сена. Девственно дикая природа! Контраст с Бурятией разительный. Особенно после густонаселенных семейских сел Тарбагатая и Мухоршибири, с их ухоженными полями, с возами сена во всю ширь улицы и бабульками на скамеечках перед раскрашенными домами. 

Дорогу то и дело перекрывали занятые ремонтом дорожники. Зато нетронутые промежутки проезжали быстро, там нет камер наблюдения. Это был приятный контраст после поездки накануне в Баргузин по трассе, сплошь усеянной фиксаторами, да еще со страшной гребенкой от Максимихи до Улюна. В Алханай мы въехали под вечер. 

На источниках

Утро началось с похода на источники – бурлящей горной речки, сплошь усеянной целебными родниками - аршанами. Люди молились, совершали подношения и буин – добродетель: кормили крупой птичек, и даже обыкновенная полевая мышь смело подбирала зернышки на тропе. А щекастые бурундуки сновали сотнями – они знали, это их рай, зона ахимсы – непричинения вреда всему живому. И как после этого воспринимать шмяк козявки о лобовое стекло? Роковая неизбежность? Весь буин насмарку? 

А уже затем народ омывал глаза, пил аршан и окунался. Если на Вышке в Тунке народ стоит, подставив спины под кипяток, то здесь нужно улечься прямо в ледяные струи. Правило одно, держать ступни и головы над водой. 

В первый раз подпрыгиваешь, словно от заряда электрического тока! Но нужно продержаться в воде три минуты. Я продержался 10 секунд и пулей выскочил на берег! И так три раза по три захода. Усталость как рукой сняло! А жена чисто по-женски отметила мягкость воды и ее эффект разглаживания кожи. 

Эти импровизированные ванные из жердей устроены по всему течению реки. Виды купающихся являют картину «Явление Христа народу», только вместо Иордана - Убжогэй, а вместо страждущих духовного обновления древних евреев - страждущие здоровья забайкальцы. 

Ритуальный обход

Впрочем, были и страждущие духовного обновления, и мы присоединились к ним. Это была одна семья - папа, мама и их дети, собравшиеся вместе из Могойтуя, Агинского и Читы. Мы пошли по малому гороо – по однодневному маршруту почитания святынь Алханая. Карабкаться пришлось почти по вертикальному склону, опираясь на подобранную палку и подтягивая ею дочь, за что она назвала ее «палочкой помощи». Но «папа» из семейной группы заметил: «Один лама сказал, что, если опираться на одну палку, через нее уйдет в землю половина добродетели. А если еще и на вторую, то и весь буин уйдет». Пришлось бросить «палочку помощи». 

Гребень хребта венчали скалы - обители божеств. С одной открывался чудесный вид на человечков-муравьев внизу, на другой мерцал силуэт богини. С третьей сочилась капель, охлаждая разгоряченные лица паломников, и так же, как эта капель, мы просочились сквозь «Расщелину грешников». Медитировали у храма Ворот, припадали к «Поющей скале» чтобы услышать нечто: музыку Вселенной, голос Земли или хотя бы стук собственного запыхавшегося сердца. 

А с самой высокой из них открывался фантастический вид на всю долину у подножия Алханайских гор – гор, разрушивших стереотип об исключительно степном характере Аги. Далеко внизу остались повседневная суета, все наши мелочи жизни, а мы были под небом – выше нас только сам Космос… 

Быль от «папы»

Тропа петляла, скакала вверх-вниз и преодолевала ручьи. Иногда она превращалась в ущелье меж брустверов из откинутых паломниками камней. По ходу «папа» рассказывал: «Однажды некий бизнесмен бахвалился своим богатством, и у него спросили: «А ты сделал гороо на Алханае?». Оказалось, что нет, и ему сказали: «И что же ты расхвастался? Каждый настоящий агинец должен хотя бы раз пройти гороо». И пристыженный «новый бурят» замолчал». 

Семья совершала гороо обстоятельно, с искренним чувством делая простирания, перебирая четки и подолгу молясь. Нам пришлось расстаться с ними, дабы не мешать их сосредоточенному углублению в астрал – нечто возвышенно-нематериальное. Для полноты ощущений и восприятия духовного мира пилигриму нужно уединение, в идеале – обладание техникой медитации. Ведь самое прекрасное, что может случиться на пути духовных исканий, - это внезапные озарения – познание истины. 

Подобные состояния можно пережить во время занятий йогой или же случайно, даже во дворе собственного дома, просто наблюдая  рассвет. И все же миг просветления более вероятен  во время тотального погружения в трансцендентность, а паломничество - это и есть погружение. 

Путешествие духа

Нужно ли идти уже с верой в Будду? Необязательно. Она может появиться уже в ходе общения с другими пилигримами, монахами, оракулами и гуру, во время, казалось бы, механического раскручивания хурдэ – молитвенных барабанов, больших и малых гороо, активного участия или пассивного присутствия на буддийских учениях. 

Эти путешествия духа не проходят бесследно.  Некоторые агинцы ежегодно совершают большой обход святынь, а это четыре дня пешего перехода с восхождением на вершину Алханы - Алаг-хан. Они уже не могут без этого, тем более Алханай щедро вознаграждает их энергией, бодростью духа и чувством духовного обновления, когда рождаются такие строки: 

Алханай! Как прекрасны твои неземные узоры!
На рельефе земли выступаешь главою окрест!
Я с тобою встречаю степные даурские зори.
Величавый, ты родины малой моей Эверест.

Ну а нам хватило и малого гороо: когда мы увидели изумрудные леса и горы, пили аршан, общались с божествами, прекрасными людьми и, конечно, с нашими друзьями-бурундуками…

Автор: Александр Махачкеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях