О Павле Шубине уже давно знают не только в Бурятии, но и далеко за ее пределами. В свои 53 года он спас более двухсот человек и к этой цифре 12 августа добавилось еще несколько жизней.
Напомним, 12 августа при перелете из базового лагеря в Джиргаталь вертолет Ми-8 столкнулся с ледником в условиях плохой видимости. На борту находились 15 альпинистов, среди которых были испанец, белорус и британцы, а также трое членов экипажа. Два пилота и три альпиниста погибли на месте. Тело командира экипажа с отрубленной ногой нашли в двадцати метрах от «вертушки», второго пилота придавило вертолетом. Павел и пострадавшие пытались его вытащить, но через 20 минут он все-таки умер. У трех погибших альпинистов не было шансов на спасение, так как они находились в хвосте воздушного судна.
Оставшиеся 12 пострадавших были с самыми разными травмами. И семерых из них Павел Михайлович из последних сил пытался спасти.
Как позже выяснилось, после падения у бурятского спасателя лопнула конструкция, установленная в спине -последствия аварии в 2009 году, когда он сломал позвоночник. С ужасными болями и контузией он почти сутки оказывал помощь пострадавшим.
- Под одного из пострадавших нужно было подложить кремат, но сам поднять его я не мог. Тогда я попросил его помочь мне. Он приподнялся, и я затолкал под него коврик. Потом обезболил и пошел к следующему. Только сейчас понимаю, почему не мог никого поднять. Я даже не допускал мысли, что у меня все серьезно, - рассказывает Павел.
Некоторые были настолько шокированы картиной происходящего, что долго не могли прийти в себя. Так, вполне вероятно, оставшийся в живых борттехник мог запросто замерзнуть в горах.
- Он просто стоял в шоке в одной футболке и кроссовках и спрашивал, что с пилотами и просил телефон. Пришлось ему принести куртку из вертолета. Житель Испании, выйдя из вертолета, долго стоял на коленях будто молился. Его два альпиниста завели в палатку. Как потом выяснилось, он был самым «тяжелым» из нас.
Сломанные ребра, разбитые головы, сильный мороз и большая влажность, что одежда намокла так, что их можно было выжимать. И в таких условиях Павел провел сутки, перебираясь из одной палатки в другую, чтобы проверить состояние пострадавших.
Помощь пролетала мимо
На следующее утро Павел и еще один альпинист обозначили площадку для приземления, вытоптали «крест» и установили самодельные указатели ветра. К восьми утра альпинисты увидели пролетающий над ними вертолет, однако помощи от него так и не дождались. Так пролетел второй и третий… Тогда участники экспедиции начали поджигать колеса, чтобы как-то себя проявить. Однако и это не подействовало.
- Мы много времени потеряли, пока искали в вертолете дымы. Нашли их только часов в 11. Связались с компанией, организовывающей туры, и предупредили, что будет сигнальный дым.
Так, наконец, их заметили и вскоре на ледник высадились доктор и спасатели. После них прилетела и вторая «вертушка» с военными и спасателями. Только в 17.00 пострадавших доставили в Душанбе, где сразу передали врачам. Но, несмотря на сильные боли, Павел не рискнул им доверить свою спину.
- Я понимал, что внутри меня закручены шурупы и если они вмешаются, то домой я вернусь на коляске. И я решил, что отдамся только своим врачам.
18 августа, вернувшись домой, он встретился с известным иркутским нейрохирургом Андреем Рычковым.
- В 2009 году у меня была безнадежная ситуация. Тогда врачи обещали сделать все, чтобы я хотя бы мог сидеть. Ведь было сдавление спинного мозга. И Андрей Владимирович, по-моему, тогда сделал невозможное.
Иркутский нейрохирург и в этот раз поспешил на помощь к бурятскому спасателю и провел операцию. На прошлой неделе Павла Михайловича выписали из больницы, но продлили больничный до конца сентября. Уже сейчас он мечтает о том, чтобы поскорее выйти на свою любимую работу и дальше спасать нуждающихся в его помощи людей. Про травму он сейчас лишь шутит:
- Здесь как на машине. Капот открыли, открутили, другую поставили, закрутили и все.