В наше время предпринимателей, «попавших» под выездную налоговую проверку, мало, и с каждым годом становится все меньше. Подводя итоги работы налоговых органов по Республике Бурятия за первое полугодие, можно отметить, что количество выездных проверок в сравнении с первым полугодием 2017 года сократилось с 59 до 20 (или на 66%). При этом дополнительно предъявлено к уплате в бюджет 196.4 млн руб., что почти на 30 млн руб. выше прошлогодних показателей.
Как сформировалась такая, на первый взгляд, противоречивая картина?
В 2007 году налоговая служба утвердила 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Найти эти критерии можно на сайте ФНС России. Они регулярно обновляются и дают предпринимателям четкие ориентиры того, в каких случаях их деятельность привлечет внимание налоговой службы. По сути, эти же критерии налоговые органы используют, отбирая объекты для проведения выездных проверок. Все риски можно разделить на 2 группы.
1 группа – это нарушение отчетной и платежной дисциплины, несвоевременное представление отчетности и несвоевременное либо неполное перечисление в бюджет исчисленных сумм налогов. В этом случае, законом предусмотрен целый комплекс обязательных мер: в первую очередь, «закрываются» расчетные счета; при представлении отчетности позже установленного срока налогоплательщики привлекаются к налоговой и административной ответственности; при отсутствии оплаты начисленных сумм, приостанавливаются операции по счетам и выставляются инкассовые поручения на счета.
2 группа - наличие ошибок, расхождений в налоговой отчетности. Причины ошибок могут быть разными. Это не обязательно занижение налоговой базы путем применения незаконных схем. Это может быть неправильный арифметический подсчет, неверное толкование норм налогового законодательства. Поэтому сначала налогоплательщику предлагается добровольно представить пояснения или уточнить отчетность. Если он не сделает этого, его приглашают на комиссию по легализации налоговой базы в инспекцию. В последующем, если он не даст исчерпывающих объяснений и не станет уточнять свои налоговые обязательства – решается вопрос о проведении выездной проверки.
Стоит отметить, что наибольшее количество нарушений относится к 1 группе, и, как правило, это нарушения сроков представления отчетности. За первое полугодие текущего года по республике было проведено 167 тысяч камеральных проверок и нарушения установлены в 6.2 % случаев, из них 82.2% связаны с нарушением исполнительской дисциплины самого налогоплательщика. Строго говоря – это довольно много.
По нарушениям 2 группы все большее число плательщиков соглашается с позицией налогового органа и уточняет свои налоговые обязательства. В 1 полугодии к налоговой службе в Бурятии прислушались 1 653 плательщика. 1 310 из которых суммарно увеличили налоги на 115 млн, (что в 2,6 раза больше чем за 1 полугодие прошлого года по количеству и в 1,8 раза по сумме). Уменьшено возмещение НДС на 12 млн руб., поскольку налогоплательщики представили уточненные декларации. 343 налоговых агента повысили заработную плату, что привело к увеличению поступлений НДФЛ и страховых взносов на 50 млн.руб.
То есть тренд на побуждение налогоплательщиков к уточнению своих обязательств, без применения выездных проверок, работает. Добросовестные налогоплательщики остаются вне зоны внимания налоговой службы, а те, кто допустил оплошность, имеют прекрасную возможность исправить свои ошибки, не доводя дело до выездной налоговой проверки. И как предприниматели сами отработают свои налоговые риски, таким и будет окончательной итог.
Резюмируя, нужно сказать - если предприниматель будет вести свой бизнес без использования различных схем ухода от налогообложения, своевременно и полностью уплачивать налоги, то вероятность появления у него налоговой проверки практически равна нулю.