Первого сентября прозвенел учебный звонок для более чем четырехсот учеников в исправительной колонии строгого режима № 2. Здесь отбывают наказание уже бывалые преступники, осужденные за такие преступления, как кражи, ограбления, убийства, или за их попытку.
И это ничего, что большинству учеников уже за тридцать и они попадают в колонию не в первый раз. Многие из них не успели доучиться в школе и тем более получить специальность, поэтому для них это шанс начать новую жизнь после освобождения.
Время зря не теряют
Утро в колонии строгого режима начинается с построения. Затем следует распределение: одни идут на работу, вторые - в ПТУ, а третьи - в школу.
Всего в исправительной колонии № 2, или попросту в Южлаге, содержатся 1400 заключённых со всех районов республики. Как правило, все осужденные – рецидивисты, отбывают наказание не в первый раз. Но практически все они заняты в том или ином производстве.
Когда смотришь на мастерство осужденных, сразу же создаётся понимание, что время они здесь зря не теряют. Среди предметов, которые они мастерят в этих стенах, есть и шкафы, и ложки, и детские кроватки, и даже шахматы.
- Заключённые занимаются как деревообработкой, так и металлообработкой, - рассказывает главный инженер исправительной колонии № 2 Иван Васянин. – Также они заняты в пищевом, текстильном, обувном и сувенирном производстве. Кроме того, на территории колонии производят муку, делают выпечку. Не так давно стали производить до семи тысяч литров молока в неделю.
Здесь есть и свинокомплекс с 700 головами свиней и три теплицы площадью 10 тысяч квадратных метров. Таким образом, колония обеспечивает себя сама необходимыми продуктами и даже поставляет их в республику.
«Всех устроить не можем»
В этих местах, как и на воле, рабочий день длится восемь часов. Оплату осужденные получают на свой лицевой счёт и могут отовариться в местном магазине. Продукты поступают из Красноярска. И цены в этом магазине, по словам сотрудников колонии, ничуть не отличаются от цен в обычных городских магазинах.
Триста человек, занятых в производстве, работают в две смены.
- Поголовно всех мы трудоустроить не можем, хотя имеем такую цель, - поясняет Иван Васянин. – Просто есть такие заключенные, которые изолированы от остальных, и по некоторым объективным причинам мы не можем выпустить их на работу.
Как рассказывают сотрудники, больше всего осужденные любят самую кропотливую работу, которая требует внимательности и усидчивости. Например, вырезают шахматы или нарды. Это неудивительно, потому что за такой работой и время летит быстрее.
Учёба как перспектива к мирной жизни
На территории колонии работает школа, которую посещают 216 учеников. Здесь, как и на воле, им преподают самые необходимые предметы, как математику, так и физкультуру.
Мы краем глаза посмотрели на урок английского языка.
Несколько мужчин серьёзно смотрят на учителя, объясняющего новую тему. Некоторые что-то повторяют за ним – ни дать, ни взять обычные школьники. Другие же заключённые закрывают лица от журналистов, но сотрудники колонии их успокаивают, объясняя, что по телевизору никого из них не покажут.
- По закону обязательному обучению подлежат лица до тридцати лет, которые не имеют общего среднего образования, - говорит заместитель начальника колонии Константин Мункуев. – Учатся все охотно, потому что на воле в своё время не делали этого. И таким образом навёрстывают упущенное. От обычной школы наша отличается тем, что здесь невозможно прогулять уроки.
Есть при колонии и ПТУ, где заключённых обучают по восьми специальностям: машинисты котлов, электросварщики, повара, пекари, столяры, штукатуры, бетонщики, электромонтёры. В ближайшем будущем планируется открыть обучение ещё по двум направлениям – каменное и обувное производство.
Мастерские оборудованы самыми необходимыми инструментами и станками, необходимыми для производства. При входе сотрудников в кабинет во время занятий осужденные студенты дружно встают и приветствуют их, как в школе.
Заключённый 36-летний Владимир Иволгин (имя изменено – Прим. авт.) отбывает наказание уже в третий раз, но в Южлаг он попал впервые. С 1 сентября Владимир поступил в ПТУ на электромонтёра.
- Здесь был большой выбор специальностей, в других регионах такого нет, - рассказывает он. – У меня уже есть образование сварщика, сейчас учусь на электромонтёра. Это даёт мне жизненные перспективы. У меня есть цель – после освобождения найти работу по полученным в колонии специальностям, вернуться к мирной жизни и обеспечивать семью.
«Готовимся к мирной жизни»
На пороге библиотеки нас встретил её сотрудник Александр Зубков. Тоже заключённый, выглядит очень интеллигентно. 58-летний мужчина находится в этих стенах уже 14 лет и три года заведует библиотекой. В свободное время ходит в школу на информатику. Александр грамотно и охотно рассказывает о своей библиотеке, и даже создаётся впечатление, что перед нами не заключённый, а настоящий литературовед.
- Я пришёл на эту должность не сам, а меня назначили, потому что я имею высшее образование, - рассказывает Александр. – На данный момент в библиотеке 4200 книг, которые периодически заменяются. Для колонии выбор достаточно неплохой, есть как зарубежная классика, так и техническая литература. Старшее поколение читает классику, а молодёжь берет поэзию или учебники.
Он отмечает, что с началом осени посещение библиотеки увеличилось. Берут и учебники за пятый класс, потому что, как признаётся Александр, безграмотность в колонии имеет место.
- Все готовятся к мирной жизни, потому и книги берут. Я и сам много технической литературы читаю, - говорит он. – Мне через три года на свободу, и я понемногу готовлю себя к мирной свободной жизни.
Ученье - свет
А вот самые злостные нарушители порядка, в том числе так называемые «воры в законе», в школу не идут. Вместо учебного кабинета они попадают в единое камерное помещение (ЕПКТ), которое изолировано от остальной колонии. Это не даёт им возможности негативно влиять на других заключённых, вставших на путь исправления.
Здесь ужесточён режим. В каждой камере по четыре человека, есть видеонаблюдение. Еда и постель заключённым выдаётся строго по расписанию.
- Все процедуры, включая помывку, стрижку и питание осуществляются строго на территории ЕПКТ. Исключение составляет ежедневная полуторачасовая прогулка, для которой есть специальный прогулочный дворик, - рассказал начальник ФКУ ИК-2 УФСИН по Бурятии Алексей Дементьев.
Получается, что не зря в народе есть пословица, утверждающая, что «ученье – это свет». Возможно, именно таким способом, обучаясь какому-либо нужному ремеслу в местах лишения свободы, заключённые уже не захотят сюда вернуться, а вместо этого у них появится желание применить полученные знания в мирной жизни.