инициатива
6872
1

Как отразится на Бурятии «экономический союз» с Иркутской областью и Забайкальем?

Москва задумалась о создании «макрорегионов»

Нынешний 2018 год уже можно назвать временем социальных и политических потрясений. Одна только пресловутая пенсионная реформа чего стоила. Но, по всей видимости, в ближайшем будущем нас ждет еще одна новость, которая изменит жизнь субъектов, – грядущее создание «макрорегионов». 

В сентябре Минэкономики России  внесет в правительство РФ новый проект Стратегии пространственного развития. Как сообщают СМИ, идея предполагает разделить Россию на несколько макрорегионов. По данным издания «Коммерсант», документ могут утвердить уже в ноябре. При этом подчеркивается, что речь идет не об административно-территориальных единицах, то есть макрорегионы будут лишь отражать сложившиеся социально-экономические связи. Одним словом, объединенные субъекты останутся отдельными регионами, но их дальнейшее экономическое развитие будет связано. 

Как отмечал infpol.ru, Сибирский округ разбили на три макрорегиона – Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский. Именно в последний и могут включить Бурятию. Вообще идею «глобализации» России Минэкономики разработало еще два года назад. Федеральное ведомство, как сообщило издание Life, предлагало включить в макрорегионы по два и более субъекта, для которых обозначат отдельные направления социально-экономического развития. Эти территории должны были находиться по соседству, иметь возможность создания общей инфраструктуры и взаимодополнять друг друга в вопросах развития производства. 

Зачем объединяли раньше

Сейчас идет речь только об «экономических союзах». Однако от общего экономического развития до территориального объединения не такой уж и долгий путь. К тому же и общие планы в экономике могут сильно отразиться на жизни республики. Поэтому не лишним будет вспомнить историю укрупнения регионов, а также причины, толкнувшие на этот шаг. 

В целом идея административного объединения регионов появилась в 2000-х годах. Кремль посчитал, что управление малолюдными, на зато самостоятельными единицами Федерации дело хлопотное и дорогостоящее. Большая часть областей-округов живет бедно и надеется только на помощь Москвы. Ну как оставить субъекты без денег? Но дотации особого результата не приносили. Как жил регион бедно, так и оставался в нищете по причинам малолюдности, отсутствия значимых производств и т.д. В конце концов, Москве такое положение дел надоело. Тогда и возникла мысль о том, что выходом может стать присоединение слабых регионов к богатым и успешным соседям. Тем самым Кремль собирался решить несколько вопросов. Это облегчало контроль – за одной большой областью следить гораздо проще, чем за мелкими «королевствами». Ну и вопрос денег, конечно. Расходы по содержанию дотационного округа ложились на плечи регионов-доноров. 

Как это происходило

В 2003 году в стране запустили процесс административного объединения. Первой ласточкой стала Пермь, которая объединилась с Коми-Пермяцким округом. Через два года изменения затронули Красноярский край, который принял под свое крыло Таймырский и Эвенкийский округа. В том же 2005 году произошло объединение Камчатки и Корякского округа. В 2006 году провели референдумы в Иркутской области и Усть-Орде, на которых население «уговорили» на объединение. Отметим, что в 2004 году тот же самый проект не получил поддержки Усть-Орды. 

В 2007 году референдум об объединении прошел в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе. 1 марта 2008 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край. Таким образом, за 5 лет в результате объединения  число субъектов Российской Федерации сократилось с 89 до 83. 

Вернемся к вопросу?

Активно решался вопрос о слиянии Архангельской области и Ненецкого округа. В СМИ даже прозвучал вариант нового названия: Поморский край. Однако процесс объединения был заморожен. Приостановили и объединение Московской и Тверской областей. Причиной отказа от слияния регионов стало то, что, по мнению экспертов Института современного развития (ИНСОР), процесс объединения регионов не дал ожидаемых результатов. Сказались и экономические потрясения - изменение статусов регионов повлекло дополнительные финансовые вливания по причине резкого сокращения числа людей, занятых в бюджетной сфере (социальной и образовательной). Но, судя по всему, процесс приостановили лишь временно, так как в СМИ то и дело всплывали проекты объединения Якутии, Магадана и Чукотки, Тамбова и Липецка, Бурятии, Забайкалья и Иркутска. 

Одним из сторонников укрупнения выступил лидер ЛДПР Жириновский, который предложил создать в стране 30 губерний. «Мы хотим укрупнить регионы, чтобы было 30 губерний, каждая с населением примерно пять миллионов человек», - заявил он ТАСС. По словам Жириновского, «губернии должны быть образованы без национального принципа, путем присоединения малых регионов к крупным». Как отмечают СМИ, к этому заявлению следует отнестись внимательно. Лидер ЛДПР известен тем, что часто анонсирует планы Кремля, хотя и в эпатажной форме. 

Однако Владимир Путин высказывался по этому поводу иначе. «Хочу подчеркнуть, чтобы и в Татарстане, и в других национальных республиках, автономиях меня услышали: мы ничего не будем навязывать в этой сфере», - заявил президент России. 

Стоит отметить, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявляла о том, что пришло время укрупнить регионы «для повышения качества жизни людей». Озвучила она явно не частное мнение, а некие долгоиграющие государственные планы. 

Сила трех

Конечно, сейчас разговора о Байкальском регионе как о едином субъекте России с одной столицей на троих нет. К тому же есть и вполне объективные обстоятельства того, почему слияние будет носить не административный характер. Иркутск не горит желанием взвалить на себя ношу по «вытаскиванию» Бурятии и Забкрая  из финансовой ямы. В регионах существуют крепкие органы исполнительной и законодательной властей, есть культурные и социальные различия. Даже выборы в Народный Хурал говорят о том, что Кремль не намерен идти на административные объединения. 

Ну а экономический союз может пойти на пользу. Бурятия, как известно, не считается сильным игроком. Экономические показатели у нас не самые лучшие, а количество населения уменьшается. То же самое касается и Забайкальского края. Так что объединение трех регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края – вполне вписывается в «территории, находящиеся по соседству и имеющие возможность создания общей инфраструктуры, промышленного и сельскохозяйственного потенциала». Тем более что такая идея уже была в 2003 году. Почему бы не реанимировать проект и не связать байкальские регионы хотя бы экономически? Создать единый макрорегион из республики, области и края? Глядишь, что-нибудь да получится. 

Впрочем, что будет дальше и, главное, как это отразится на нас, мы узнаем в ноябре, когда проект утвердят. 

«У нас есть много общего»

Алексей Цыденов, глава Бурятии: 

- Что такое макрорегион – это несколько субъектов, имеющих общие экономические связи, общие условия и единую специфику социально-экономического развития и проблем, которые имеются в регионах. Байкальский регион объединяет Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край. У нас есть много общего – это в первую очередь экологические ограничения и экологические нормы, связанные с особой охраняемой зоной Байкала. Байкальская природная территория имеет четко установленные границы, соответствующее нормативное регулирование, которое сказывается на ведении хозяйственной и экономической деятельности, да и в целом на всей деятельности региона. Кроме того, у нас похожие погодные, климатические условия, сопоставима плотность населения, условия хозяйствования. И эти общие факторы создают региональную специфику. У нас были программы развития Дальнего Востока и Забайкальского региона. Сейчас – программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Есть соответствующие поручения президента и правительства. Макрорегион - в первую очередь совокупность субъектов, для которых используются схожие механизмы поддержки или схожие механизмы развития, которые учитывают региональную специфику. Это ни в коем случае не объединение субъектов, это объединение программ развития. Поэтому имеет смысл данное предложение, концепцию рассматривать. 

Николай Будуев, депутат Госдумы: 

- Такая точка зрения имеет право на жизнь и к ней нужно присмотреться повнимательнее. Пока детально оценивать сложно, но присмотреться к этому подходу необходимо. Плюсы в этом, безусловно, могут быть. Есть проблема социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Эта программа рассчитана примерно на 380 млрд рублей, в ней Байкальскому региону выделяется порядка 2 млрд рублей. То есть это серьезная вещь для управления развитием экономики. Поэтому надо присмотреться, может быть, нужна отдельная целевая программа по развитию Байкальского региона. Собственно, такая программа есть, федеральная программа по охране озера Байкал. Но здесь необходимо обсуждать, это вопрос достаточно интересный. Нужно рассмотреть саму концепцию, которую закладывает в это министерство экономики. 

Баир Жамсуев, заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности: 

- Речь идет об экономическом объединении с учетом географических, культурных особенностей, то есть это деление по экономическому признаку. Мы много раз поднимали вопрос о том, чтобы полномочия программы по развитию Дальнего Востока распространились на Байкальский регион. С этой точки зрения я поддерживаю этот проект, потому что сейчас мы развиваемся как регионы Западной Сибири, но для нас нужен другой подход. 

Вячеслав Мархаев, член Совета Федерации: 

- Данная инициатива, может быть, и хороша, но требует серьезной проработки и всестороннего обсуждения. Таких инициатив было немало, и они не давали предполагаемого  экономического эффекта. С одной стороны, было бы выгодно создание единой энергетической системы, охраны,  рационального использования ресурсов и природной территории озера Байкал. Возможно создание единой экономической системы, привлечения финансовых ресурсов, увеличения налоговой базы и, соответственно, экономического роста республики. Но не ясно, как будут регулировать этот вопрос. Также понятно, что доминировать будет Иркутская область, но встает вопрос: нужны ли мы ей (Бурятия). Я считаю, что эта идея пахнет популизмом и нанесет больше вреда, чем пользы.  Понятно, что это один из тех шагов, ведущих к укрупнению регионов. На мой взгляд, данное объединение приведет к потере политической самостоятельности и государственности республики. 

Виктор Беломестнов, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой ВСГУТУ: 

- Объединение в рамках программы Байкальского макрорегиона вполне возможно. Тем более такая задача о создании определенной программы социально-экономического развития уже давно ставилась правительством РФ и учеными. 

Считаю, общую программу сделать необходимо. В нее войдут крупные межрегиональные проекты, которые будут способствовать развитию всего региона. В основном это будет связано с озером Байкал, добычей ресурсов. 

То же строительство Моховской ГЭС, которая будет способствовать развитию Забайкалья и наших северов. В стратегии развития стоит запуск гидроэлектростанции на реке Витим, которая в основном даст электроэнергию Забайкальскому краю, возможно, от нее протянут передачу энергии в Монголию, чтобы решить проблему со строительством ГЭС у наших соседей. Соответственно, это уберет проблему, как найти дешевую электроэнергию. 

Макроэкономические проекты могут быть связаны с газификацией Забайкалья и Бурятии. Через них ветка потянется в Сковородино Амурской области и обратно, потом от нас уйдет в Монголию или Китай. Возможно строительство разгрузочного воздушного парка на базе аэропорта «Байкал». Такие крупные проекты, скорее всего, войдут в эту программу развития трех регионов. 

Только надо иметь в виду, что это программа социально-экономического развития, а не административного объединения. Об этом в ближайшее время вопрос не будет стоять, национальные элиты просто не дадут это сделать. Если будет столь большой макрорегион, непонятно, где «ставить» столицу. Городу Улан-Удэ для этого не хватает потенциала, если в Иркутске - далеко от дальних районов Забайкальского края или Бурятии. Поэтому административное объединение не актуально. 

Желательно, чтобы проекты были комплексные и захватывали все три региона. Дело в том, что мы сейчас не входим в программу Дальнего Востока и практически не получаем финансирования, нет ни одного крупного проекта. По Сибирскому федеральному округу мы стоим на периферии  и туда практически не входим. Когда такой Байкальский макрорегион будет выделен, проще будет просить деньги для развития, в том числе и Бурятии. Напрямую с этим макрорегионом будем выходить на Минэкономразвития России не как субъект, а как макрорегион, в котором реализуются проекты межрегионального характера.

Автор: Леонид Актинов, Анастасия Аюшеева, Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях