Вокруг Бурятского государственного академического театра оперы и балета (БГАТОиБ) продолжается шумиха. Накануне стало известно, что министерство культуры расторгло контракт с его директором Аюной Цыбикдоржиевой.
Сегодня уже экс-директор театра собрала срочную пресс-конференцию, на которой решила отстоять право занимать должность и рассказать о положительной стороне своей деятельности.
"Я к этому не имею никакого отношения"
В зале на мероприятии собрались работники театра. Первой слово взяла сама Цыбикдоржиева.
— Я пришла к вам семь с половиной лет назад 1 марта 2011 года. Спасибо всем тем, кто писал в интернете, мне писали всю ночь из Италии и Германии, Японии и Израиля. Мне писали из разных уголков нашей страны, хотя я не уведомила ни одного директора о томи, что произошло. И уже сегодня утром мне написали из Большого театра. Я была уволена без объяснения причин. Мы подписываем такие контракты, наши контракты срочные. Мне не стыдно за то, что я делала все эти 7,5 лет. Театр мне достался после реконструкции. Огромные суды прошли с подрядчиками. Театр мне достался с огромными долгами, с огромной кредиторской задолженностью, и мы все с вами зарабатывали деньги, чтобы их гасить, — сказала бывший руководитель театра.
Не забыла упомянуть Цыбикдоржиева и о недавней проверке Счетной палаты, которая подотчетна Народному Хуралу республики.
— Палата проверяла наш театр в течение трех месяцев. После этой проверки у нас были выявлены недостатки. В интернете написали, что недостатки касаются необоснованных выплат премий за два года. Я к этому не имею никакого отношения, вы, артисты сами все решаете. Если есть экономия, то мы ее распределяем между всеми, — отметила Цыбикдоржиева.
Также она сообщила, что нарушения нашли при ремонте театральной площади и в закупках. Далее последовал ряд проверок от Минкультуры Бурятии, прокуратуры, УФАС, отдела экономической безопасности МВД.
— Меня обвинили, не знаю в чем, — заключила экс-директор театра.
В поддержку Цыбикдоржиевой выступила художественный руководитель оперы Дарима Линховоин. Она начала с того, что в последние годы артисты БГАТОиБ засветились на многих площадках и их выступления имели большой успех.
Затем она продолжила: «Нам задают вопросы:почему у нас в театре работают японцы и монголы? Но ведь и в большом театре работают грузины и люди другой национальности. Мы вынуждены приглашать артистов других национальностей», - отметила она.
В завершении своего выступления Дарима Линховоин заявила, что в случае, если Аюна Цыбикдоржиева покинет театр, то и она тоже уйдет .
После нее высказался оперный певец Михаил Пирогов.
Он отметил, что благодаря тем условиям для работы, которые создала в театре Цыбикдоржиева, он вернулся из Саратова на Родину.
— Если поменяется руководство, то лучше не будет. Я уйду, если ее уберут, — сказал он.
В подобном тоне выразились, в основном, члены руководящего состава бурятского театра.
"Страдают рядовые артисты"
Однако на стороне экс-директора БГАТОиБ выступают далеко не все. Индифферентно к смене директора относятся, в первую очередь, рядовые работники и артисты, получающие совсем небольшие деньги по меркам республики, но на которых, по сути, держится весь театр. Как раз в их защиту выступила известная прима-балерина театра Лия Балданова.
— Идти на баррикады и бросаться громкими фразами я не буду. Давайте не будем устраивать цирк. Давайте работать. Есть вышестоящие органы, которые решают. Уволили, значит, так решили. Если честно, то оперных спектаклей в репертуаре театра очень мало, все время даем концерты, и это при том, что театр у нас Академический. От оперы "Князь Игорь "- остались только половецкие танцы в исполнении балета. Мне больше всего жаль, что директор театра, всегда кого-то увольняет, порой не церемонясь особо. Увольняет профессионалов, которые многое отдали этому театру, а увольняет иногда просто из личного отношения к работнику. Не смотря на профессиональные качества. Простых работников, у них, к сожалению, нет громких имен, но они прекрасно делают свою работу. Вот за этих работников театра я готова выступать, — отметила Балданова.
Недовольство созрело у представителей культуры и по кадровой политике. Как справедливо было замечено, с небосклона театра исчезли звезды, взращенные на родной земле.
— Наши выпускники пользуются большим успехом - везде и всюду танцуют, а вот в театр их не берут. И еще очень низкая зарплата. Они и уезжают, — рассказала Зинаида Шопхоева воспитатель хореографического колледжа (БРХК) им. Л.Сахьяновой и П.Абашеева.
Поддерживает коллегу и народная артистка Бурятии, экс-солистка балета, педагог-репетитор театра и преподаватель БРХК Татьяна Муруева.
— Раньше у нас театр и училище были одним целым, до прихода Цыбикдоржиевой. Потому что мы готовим кадры именно для театра, для своего "старшего брата". А сейчас, в основном, приглашены на все важные постановки зарубежные артисты. Театр абсолютно потерян для молодого поколения, и наши дети практически не участвуют в его жизни, — отметила Муруева.
По мнению народной артистки России и Бурятии, известной балерины Екатерины Самбуевой, сама ситуация с увольнением получилась некрасивой из-за заявления солистов театра.
— Пирогов хороший певец, у него красивый голос, но ты, в первую очередь, именно певец, а не интриган или политик. Нельзя провоцировать людей, а тем более шантажировать тем, что за ним уйдут другие певцы. Если ты захочешь уйти, уйди ты молча, это твое личное желание и мнение, которое совсем необязательно озвучивать. Да, поработал ты в театре, но ведь нового директора еще не назначили, откуда такая уверенность, что будет хуже. Получается, что человек просто не уверен в своих способностях, ведь большому артисту должно быть все равно при каком директоре петь. Ведь директор - это, в первую очередь, завхоз, человек который заведует финансами, театральным имуществом. То есть, если солист решил так быстро из театра уйти вслед за старым директором, значит, есть какая-то боязнь, какие-то нездоровые договоренности, - отметила Екатерина Самбуева.
— До 2011 года театр был на реконструкции. Труппа выживала, но однако работала. Выезжали на гастроли сами, своими силами. Никто нам денег особо не давал: кое-как поставили труппу и тут реконструкция на 6 лет. А Аюна Владимировна, можно сказать, пришла на все готовое, когда ситуация выправилась, — продолжила Самбуева. — Вот они сейчас все кричат: "Мы уйдем! Мы уйдем!" Пусть уходят. Вот тогда-то все результаты руководства Цыбикдоржиевой наглядно откроются. Легче работать со звездами, просто платить им и все. А вы попробуйте сделать из наших слабеньких, но перспективных, настоящих артистов. В балете не видно новых имен. Молодежь раньше приходила и из них лепили солистов. Но это надо было пахать. И днем, и ночью, и по выходным.
По ее мнению, кадровая ротация в театре необходима, при чем на всех уровнях, ведь только вливание "свежей крови" способно создать хорошую атмосферу для творчества, поиска новых идей и форматов.