Маленькое село Элэсун Курумканского района в одночасье стало знаменитым, когда о нем сняли сюжет журналисты ТРК «Ариг Ус». История о том, как жители села спасали школу, тронула многих.
Сегодня количество учеников в школе Элэсуна совсем небольшое – всего лишь 40 человек на девять классов. Но для села это очень хороший показатель, потому что ещё в недалёком 2009 году здесь осталось 23 ученика и школа оказалась на грани закрытия. Учителя, да и все сельские жители всерьёз обеспокоились: школу могут закрыть и детей придётся возить в другие сёла, что не всегда безопасно. Тогда жители, а в частности сами работники школы, и решились на серьёзный и ответственный шаг – принять в свои семьи детей из детского дома.
«Ребёнок даже букв не знал»
В 2009 году в село Элэсун, в котором на тот момент проживали исключительно бурятские семьи, впервые приехали сразу девять детей из детского дома, чтобы обрести новую семью, пойти в новую для них школу и начать жизнь с чистого листа.
- Первыми приёмными родителями были сами учителя и технический персонал, - рассказывает директор Элэсунской школы Светлана Очирова. – И принимали в семьи не по одному, а по два и даже по три ребёнка. На сегодняшний день все эти дети уже выпустились, кто-то женился, кто-то уехал учиться. Но все они душой и сердцем прикипели к Элэсуну, потому что он стал их родным селом. Они никогда не забывают своих родителей, приезжают по возможности, помогают.
Борис Васильевич Буралов пришёл работать в школу учителем русского языка и литературы как раз в тот проблемный 2009 год. И тоже не остался в стороне. Он стал одним из шести человек, кто первым пошел на усыновление, и принял в свою семью двоих детей из Баргузинского детского дома – 14-летнюю Свету и 8-летнего Валеру.
- В первое время дети приезжали на каникулы и на выходные, присматривались к деревне, понемногу адаптировались. А ближе к началу учебного 2009 года переехали в новую семью, - говорит Борис Буралов. – Мы с женой решились на этот шаг, когда старшая дочь уехала учиться в город. У приёмных детей тяжеловато проходила адаптация, но они быстро сдружились с младшей дочкой. Их приходилось обучать простым жизненным правилам, например, как вести себя за столом. Потому что в детдоме они прожили всего три месяца, а до этого жили с отцом, можно сказать, в землянке. Младший ребёнок даже букв не знал. Но поскольку мы сами учителя, нам не сложно было научить наших теперь уже по-настоящему родных детей всему.
В семье Бураловых дети прожили четыре года. Света после школы уехала учиться в город в механико-технологический техникум мясной и молочной промышленности, а вскоре забрала к себе и младшего брата. На сегодняшний день она замужем и собирается переезжать с семьёй на запад. Светлане 22 года, и она продолжает поддерживать связь со своими родителями, которые дали ей и её брату вторую жизнь. Часто звонит, по возможности приезжает в гости.
- Они и к обычаям национальным быстро привыкли, - вспоминает Борис Васильевич. – Вместе мы дружно праздновали Сагаалган, и в то же время дети посещали в Курумкане воскресную школу.
Научились говорить на бурятском
За эти девять лет бурятские семьи пополнились 18 детьми из детских домов. Русские дети легко находят общий язык с местной детворой. И не только в прямом, но и в переносном смысле.
- Интересно, что приёмные дети быстро осваивают бурятский язык, - говорит Светлана Очирова. – А некоторые даже и лучше местных им владеют. И стихи на бурятском читают, и песни поют.
Особо в Элэсуне отличилась семья Гармаевых. Валентина Зоригтуевна и Сергей Мунхоевич воспитали восемь приёмных детей. В прошлом году Гармаевы стали победителями всероссийского конкурса «Семья года». Валентина Зоригтуевна 20 лет проработала учителем в Элэсунской школе, сейчас на пенсии. Сергей Мунхоевич – водитель школьного автобуса, возит детей на различные конкурсы и соревнования.
- Когда встал вопрос о закрытии нашей школы, мы долго думали, идти или нет на этот шаг, - вспоминает Валентина Зоригтуевна. – Всё решили не сразу, конечно, а обдумывали несколько месяцев. В итоге поехали в детдом и приняли в семью сразу троих детей из одной семьи.
Марина, Юра и Надя Евдокимовы прожили в детдоме девять месяцев. История их появления в детском доме трагичная и в то же время обычная для тысяч других сирот: отец умер, мать стала пить и отказалась от детей. Сейчас, по словам Валентины Зоригтуевны, биологическая мать не выходит с детьми на контакт, да и они не стремятся её найти.
- Привыкли мы легко и быстро, даже на бурятском научились разговаривать, - рассказывает Юра. – Иногда люди видят и удивляются, что русский так хорошо по-бурятски говорит.
«Двери нашего дома для них открыты»
С тех пор прошло уже девять лет. Даже сама Валентина Зоригтуевна удивляется этой дате, ведь всё было словно вчера. Сегодня дети Евдокимовы живут отдельно, но всё так же скучают по ставшему для них родным Элэсуну и каждый день созваниваются с родителями.
Марине сейчас 24 года. Она окончила авиационный техникум и работала на авиационном заводе инженером-технологом. На сегодняшний день в декрете, воспитывает дочку.
- Её пригласили в Московский институт металла и сплава, но по личным соображениям она не поехала туда, осталась в Улан-Удэ и поступила во ВСГУТУ, - рассказывает Валентина Зоригтуевна. – С детства у неё любовь к точным наукам, а потому после девятого класса мы нашли для неё репетитора, чтобы развивать её талант.
21-летний Юра учится в Дальневосточном высшем военном командном училище и в скором времени станет офицером. А Наде 18, сейчас она студентка второго курса Байкальского колледжа недропользования.
- Все наши дети общаются между собой, они с нашими кровными двумя сыновьями очень сблизились. В городе встречаются, помогают друг другу, - говорит их мама. – И к нам приезжают на каникулы, на сенокосе помогают. Для них двери нашего дома всегда открыты. Мы не разделяем понятия «родной ребёнок и приёмный». Они все для нас родные.
«Переживала, что не смогу ужиться»
Но на этом Гармаевы не остановилась, и в 2014 году в семью пришли ещё пятеро детей.
Никита и Саша - спортсмены. Парни активно занимаются борьбой, при этом учатся в техникумах. Саша - семикратный призёр республики по борьбе, а Никита - четырёхкратный. Кроме того, Никита занимается судомоделированием и хорошо рисует, а Саша за свои спортивные достижения в прошлом году целый месяц провёл в лагере в Сочи.
- У Никиты в Онохое есть две тёти, сейчас он там учится и живёт у них. А вот Саша на всём белом свете один, - рассказывает Валентина Гармаева. – Он был очень сложным ребёнком. Со школы постоянно звонили: то обидит кого-то, то отнимет что-то. И дома кричал «то не хочу, это не буду». Но прошло время. Он повзрослел. Как другие наши дети, он стал самостоятельным, изменился. У него был горький опыт жизни в детдоме, его, конечно же, не сразу перевоспитать. А любить ребёнка – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, недостатков, плюсов, минусов. Мы не заставляли никого из них называть нас мамой и папой, но дети на второй-третий день сами начинали это делать.
Кристина и Вера продолжают обучение в соседней Барханской школе (в Элэсуне только средняя школа). Десятиклассница Кристина очень артистичная, читает много художественной литературы, но пока что мечтает стать учителем. Она, как и её сестра Вера, победительница различных конкурсов. Вера в числе лучших школьников. Хорошо поёт и танцует. После школы девочка хочет стать врачом, а потому усиленно изучает предметы, которые понадобятся ей в этой непростой профессии.
Её история тоже непростая – мамы не стало, когда ей было три года, а отец запил. До 11 лет девочка жила с ним, а после попала в детдом. Вера до сих пор помнит дату, когда переехала из детдома в новую семью.
- Это было 2 декабря 2014 года, - вспоминает она. – На следующий же день я пошла в школу и сразу подружилась с местными ребятами. Сначала переживала, что не смогу здесь ужиться, но всё оказалось проще, чем я думала. И в тот же день начала называть приёмных родителей мамой и папой. Сейчас я с уверенностью говорю – они для меня родные.
Серёжа – отхончик. Мальчику 15 лет. В семье Гармаевых он самый заядлый рыбак, автомеханик и тоже спортсмен.
- Только со школы пришёл, уже сапоги ищет, - смеётся Валентина Зоригтуевна. – И к технике его сильно тянет. Пока не знаем, кем он стать хочет, но больше к автомеханике стремится.
«Поддерживаем их таланты»
Все дети, безусловно, талантливы. Родители охотно показывают их грамоты и медали за различные достижения – как в учёбе, так и в спорте.
- Мы выявляем таланты ребят и поддерживаем их. Помогаем им на любом уровне, - рассказывает приёмная мама ребят. - Узнали, что у девочек тяга к учёбе есть – определили в 10-й класс. Поняли, что к каким-то определённым наукам стремятся – наняли репетитора. Потому что нельзя брать детей и держать их дома, тем более если ребёнок хочет развиваться. А то, что они чего-то достигают, – это и есть их благодарность нам.
Также, по словам Валентины Гармаевой, их семью очень сильно сближает коллективный труд, например сенокос. Кроме того, все дети соблюдают бурятские обычаи, вместе с родителями отмечают национальные праздники и даже умеют готовить традиционные бурятские блюда.
Но и восемь детей – это не предел. Сейчас супруги Гармаевы готовят документы ещё на троих детей. А это значит, что история семьи на этом не заканчивается.