Человек года 2018
6053
3

Главный спасатель республики спас 12 человек от страшной смерти

Есть люди, на которых смотришь и понимаешь: этот человек не зря появился на земле

Следуя зову сердца, эта малочисленная когорта людей меняет в обычном русле вещей абсолютно все, на своем примере демонстрирует, что жизнь нам дана для свершений, а не для праздного образа жизни.

К таким личностям относится Павел Шубин, руководитель Бурятской республиканской поисково-спасательной службы.

Порядка 15 лет он возглавляет столь серьезную организацию. За этот срок бурятскими спасателями произведено почти 2 000 выездов на поисково- и аварийно-спасательные работы, спасено более 600 человек. В свои 53 года Павел Шубин спас многих, а сколько именно, скромно молчит. И мы его понимаем, ведь дело не в количестве, важна каждая судьба человека.

Павел Шубин - профессиональный альпинист, водолаз, увлекается горными лыжами, парашютным спортом. Его младший брат Андрей Шубин также работает в Бурятской республиканской поисково-спасательной службе. Он инструктор по парашютной подготовке, тренер космонавтов Роскосмоса. Среди его учеников-космонавтов такие известные личности, как Александр Скворцов, Максим Сураев, Дмитрий Кондратьев, Антон Шкаплеров, Толя Иванишин. В 2017 году Андрей Шубин удостоен звания «Человек года» по версии ИД «Информ Полис». В этом году редакция газеты отдает одну из статуэток витрувианского человека в руки Павла Шубина. Два брата, два года подряд, считаем, по праву заслужили это звание. Не в каждой семье рождаются люди, способные прийти на помощь другим.

Еще в прошлых годах в редакцию «ИП» обращались жители республики, предлагающие кандидатуру Павла Михайловича в качестве «Человека года». Однако спасатель мягко  отказывал, считал, что награждать нужно других, более молодых. Однако этим летом случилось то, что мы никак не можем обойти стороной.

Столкновение с ледником

12 августа в свой отпуск он решил отправиться в Таджикистан в горы Памира. Он планировал взойти на высоту 7495 м на пик Исмоила Сомони. Этот пик считается самой высочайшей вершиной Таджикистана, к слову, самой высокой точкой бывшего Советского Союза.

Когда пик был покорен, Павел Шубин с чувством выполненного долга выдохнул, лично для него восхождение означало, что он выполнил звание «Снежного барса». Так неофициально у альпинистов называется титул покорителя высочайших гор на территории бывшего Советского Союза.

Группа альпинистов из 15 человек погрузилась на вертолет Ми-8 для отправки в базовый лагерь. На борту были 13 россиян, испанец, белорус, трое граждан Таджикистана. В 16:30 по местному времени в низовьях ледника Фортамбек на высоте 4500 м вертолет столкнулся с ледником. Авария произошла в условиях плохой видимости.

Вертолет затрясло. Павел Шубин схватился за поручни, шепча молитву. Несколько минут страшных мгновений, удар, а потом темнота… Два пилота из Таджикистана и три альпиниста из России погибли на месте. У трех погибших альпинистов не было шансов на спасение, так как они находились в хвосте воздушного судна, который оторвался при падении, и люди выпали из вертолета. Тело командира экипажа с отрубленной ногой нашли в двадцати метрах от «вертушки», второго пилота придавило вертолетом. Очнувшись, Павел и пострадавшие пытались его вытащить, но через 20 минут он все-таки умер. Оставшиеся 12 пострадавших были с разными травмами. Семерых из них Павел Михайлович пытался спасти из последних сил.

Спасал на протяжении суток

Несмотря на сильную контузию, двоение в глазах, он начал ходить, спрашивать, у кого какие травмы.

- Нашел рюкзак свой. Достал из него медаптечку и начал ставить уколы обезболивающие. В зависимости от того, у кого какие травмы были. Под одного из пострадавших нужно было подложить кремат, но сам поднять его я не мог. Тогда я попросил его помочь мне. Он приподнялся, и я затолкал под него коврик. Потом обезболил и пошел к следующему. Только сейчас понимаю, почему не мог никого поднять. Я даже не допускал мысли, что у меня все серьезно, - рассказывает Павел.

Как позже выяснилось, после падения у бурятского спасателя лопнула конструкция, установленная в спине - последствия аварии в 2009 году, когда он сломал позвоночник. С ужасными болями и контузией он почти сутки оказывал помощь пострадавшим.

Некоторые были настолько шокированы произошедшим, что долго не могли прийти в себя. Так, вполне вероятно, оставшийся в живых борттехник мог запросто замерзнуть в горах.

- Он просто стоял в шоке в одной футболке и кроссовках и спрашивал, что с пилотами и просил телефон. Принес ему куртку из вертолета. Житель Испании, выйдя из вертолета, долго стоял на коленях, будто молился. Его два альпиниста завели в палатку. Как потом выяснилось, он был самым «тяжелым» из нас, - вспоминает Павел Шубин.

Сломанные ребра, разбитые головы, сильный мороз и большая влажность, что одежда намокла так, хоть выжимай. В таких условиях Павел провел сутки, перебираясь из одной палатки в другую, чтобы проверить состояние пострадавших.

Помощь пролетала мимо

Утром 13 августа была установлена связь с альпинистами, определены их точные координаты местонахождения. Для эвакуации пострадавших в район бедствия с аэродрома Ляхшского района вылетели три вертолета со спасателями и медицинскими работниками.

Павел Шубин и еще один альпинист обозначили площадку для приземления, вытоптали «крест» и установили самодельные указатели ветра. К восьми утра альпинисты увидели пролетающий над ними вертолет, однако помощи от него так и не дождались. Так пролетели второй и третий… Тогда участники экспедиции начали поджигать колеса, чтобы как-то себя проявить. Однако и это не подействовало.

- Мы много времени потеряли, пока искали в разбившемся вертолете аварийные дымовые сигналы. Нашли их только часов в 11. Связались с компанией, организовывающей туры, и предупредили, что будет сигнальный дым, - рассказывает Павел Шубин.

Так, наконец, их заметили, и вскоре на ледник высадились доктор и спасатели. После них прилетела и вторая «вертушка» с военными и спасателями. Только в 5 часов вечера пострадавших доставили в Душанбе, где сразу передали врачам. Но, несмотря на сильные боли, Павел не рискнул им доверить свою спину. Он понимал, что может довериться только «своим» специалистам.  Не все так просто было в его травме. И уже на родине он «сдался» врачам.

«Не сидит на месте»

На базе нейрохирургического отделения Республиканской клинической больницы имени Н.А. Семашко операцию проводил врач из Иркутска Андрей Рычков. Он специально прибыл на помощь своему пациенту. Именно Андрей Рычков делал операцию Павлу в 2009 году. Тогда во время тренировки на мотопараплане из-за резкого порыва ветра крыло параплана сложилось, и спасатель упал с высоты 30 метров. Можно сказать, нужно было совершить невозможное – с помощью титановых винтов и креплений собрать второй позвоночник. Надежды, что Павел начнет снова ходить, практически не было. Но мужчина не только пошел, он сразу пришел в норму и снова начал покорять горы. Так и сейчас - операция прошла в начале сентября, а 24 сентября Павел уже выходит на работу.

- Он не любит сидеть на месте, не тот сорт. Меня с Павлом объединяет дружба. Он порядочный, спокойный человек. Как вы убедились, с железными нервами. Резкого слова от него не услышишь. Хотя работа в горах невероятно тяжелая, - говорит внештатный спасатель Баир Батуев.

Многие местные спасатели признаются, что готовы идти за Павлом Шубиным в дождь, снег и метель, несмотря на жизненные неурядицы и проблемы, все потому, что работают не на организацию, а на человека с большой буквы. Именно поэтому не уходят со службы. К слову, заработная плата бурятских спасателей - сущие копейки. Ведь финансирование поступает исключительно от республиканского бюджета. Что держит человека в столь сложной профессии, как он умудряется удержать в этой сфере других? Ответ один: Павел Шубин на своем месте, его призвание - спасение других. И за это мы хотим ему сказать большое спасибо.

Автор: Эльвира Хазагаева, Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях