Наверное, таких «родителей-смельчаков» найдется немного. А вот в семье Гавриловых никогда не задумывались над этим вопросом, знали, что в каждом ребенке есть огромный потенциал, а главное – сердце, способное дарить любовь.
В селе Мостовка Прибайкальского района живут Михаил Георгиевич и Татьяна Амосовна Гавриловы. Они счастливые родители одиннадцати детей. Двое из них - свои по генам, девять других детей - тоже свои, любимые, вот только рождены в других семьях.
История семьи Гавриловых началась в 1986 году. Молодые сыграли свадьбу, и через год у них появился первенец Юра. В 1988 году родилась дочурка Наташа. Семья была счастлива, жили душа в душу. Через несколько лет случилось горе, родственники Татьяны Аносовны умерли, у семьи осталась дочь Катенька. Девочку уже хотели отправить в детский дом, но Гавриловы не позволили.
- Мы привезли ее в гости, она у нас пожила, так и осталась. На тот момент Кате было восемь лет – одного возраста с нашими ребятишками, им было интересно вместе. Вот мы и оставили родную кровинушку, оформили над ней опеку, - рассказывает Татьяна Гаврилова.
«Мне они точно будут нужны»
Когда дети подросли и настало время покинуть родительский дом и уехать на учебу, Татьяна Амосовна с дочерью Наташей поехали в Ильинскую поликлинику за справками, необходимыми для поступления. Там они увидели лица знакомых ребятишек. Ими оказались дети из семьи, которая когда-то жила в селе Мостовка. Мать семейства часто выпивала, оставляла детей без присмотра. Вот и в ту зиму их мать надолго ушла из дома. Соседи обеспокоились за судьбу и здоровье детей и вызвали «скорую». Дети на протяжении нескольких месяцев «жили» при поликлинике.
Самому старшему Леше было семь лет, Любе - пять, с ними на улице гулял годовалый Рома. За младшенькой Викой, малышкой четырех месяцев, присматривали медсестры.
- Мы с ними поговорили, и, когда домой приехали, дочка стала их жалеть. Тогда у меня зародились мысли: бросили, значит, никому не нужны? Но мне-то они точно будут нужны! Тогда я поняла, что мы должны их забрать, - вспоминает мама одиннадцати детей.
Позже дочь Наташа сама настояла взять детишек домой. Муж поддержал их идею. Взяли сразу четверых, разделять детей и не думали. Опеку над ребятишками оформили 1 сентября 2003 года.
- Чуть ли не голых детей привезли, все их вещи можно было безболезненно выбросить. Все рваное, растянутое, грязное, стоптанное. Мы стали думать, как одеть нашу «гвардию». Что-то шила вечерами, перешивала. Старые вещи бывают еще и «добрыми», - говорит Татьяна Амосовна.
Новые родители стали каждый день покупать детям фрукты, понимали, что молодому организму нужны витамины. Старшие детки всегда направляли младших, помогали родителям по хозяйству. Все домашние заботы распределялись поровну. Глава семейства Михаил Георгиевич озадачился вопросом заработка для большой семьи.
- Мы как будто вновь с ними помолодели, - вспоминают родители. – Наши дети подросли, а у нас остались силы и желание быть кому-то нужными.
Такая сильная любовь
Когда семья оформляла опекунство, о диагнозе и серьезных проблемах в здоровье нескольких деток и не догадывались. Выяснилось все позже. Навалился целый букет болезней: начиная от психологических проблем, заканчивая диагнозом об инвалидности. Лечили недуги долго, но системно. В итоге семья вместе преодолела препятствия, и детки распрощались с заболеваниями, которые развиваются в семьях, где нет ухода и часто происходят конфликты. И по сей день Татьяна Амосовна рассуждает, что, если б даже наперед знали о проблемах, взяли бы всех без исключения.
- Это не по-человечески думать, этого возьмем, а другого не возьмем. Дети-то в чем виноваты? Мы «оптом» всех забрали и рады, – смеется мама Татьяна.
А вот в селе восприняли новость о пополнении в семье неоднозначно. Кто-то понимающе подбадривал Гавриловых, а кто-то осуждал. Большинство просто не понимали, зачем брать ответственность за чужих детей, тем более больных. В лицо говорили приемным родителям, что они сошли с ума.
- Мы не обращали внимания на мнение людей. Для нас это было настоящим событием, счастливым пополнением в семье. Новые дети появились. Вот она – радость! - говорит Татьяна Гаврилова.
Общение с такими людьми, как Михаил и Татьяна, способно перевернуть мировоззрение. Столкнувшись с огромными проблемами, они не отступились и не отвернулись от приемных детей, наоборот, мудро направляли ребят, решали вопросы со здоровьем и в конце концов растопили их маленькие раненые сердца.
- Если бы не они, я, наверное, был бы пьяницей. Потому что мои родные родители были такими. Мне родные родители ничего бы не дали, кроме бутылки. А папа Миша и мама Таня дали нам шанс на достойную жизнь. Я просто люблю их и все, - честно признался подросший Рома.
Где один, там и три
Как только в семье стал разрешаться вопрос со здоровьем детей, дочурка Вика предложила взять в семью свою подругу по коррекционной школе Юленьку. С 4 лет она воспитывалась в приемной семье, но потом от нее родители по каким-то причинам отказались. Над решением в семье Гавриловых долго не раздумывали. Девочку 14 лет полюбили и удочерили.
Возможно, свою роль сыграла судьба или что-то другое, но когда приемные родители приехали забирать Юлю из приюта, увидели других ребятишек – родных сестер и брата: Веру пяти лет, Снежану одиннадцати лет, Артема двенадцати лет. В душе Гавриловых снова что-то защемило.
Как оказалось, история новых членов семьи исполосана множественными травмами. Словно в их маленькие тела бесконечно кидали острые ножи. Нет, они этого не показывали на людях. Впрочем, как и многие дети, брошенные родителями. Но Татьяна Амосовна уже знала, что хочет подарить им тепло и ласку.
- Я спросила Мишу: а эти детишки тебе нравятся? Он не дал конкретного ответа. Мы забрали из приюта Юлю, вроде и радоваться надо, а на сердце тяжело. Все думала об этих детишках. Через несколько дней Михаил посмотрел на меня и сказал, что не против взять их к нам. Уточнил только, что беспокоится за меня, так как нагрузка по воспитанию детей полностью ложится на мои плечи. И так как они были более-менее взрослыми, приняли решение их взять, - рассказывает Татьяна Гаврилова.
В октябре 2017 года в семью Гавриловых вошли трое «новеньких». Сказать, что адаптация в новой семье порою проходит сложно, словно ничего не сказать. Диагнозы врачей не пугают родителей, они знают, что справятся.
- Их родная мама несколько раз звонила нам. Снежана только услышит голос родной мамы, сразу начинает плакать. Ребенок плачет полдня, не меньше. Настолько сильные чувства живут в душе маленького человечка. Конечно, деткам хочется быть рядом с родной мамой, они все ждут своих родителей. Хотят знать свои корни и видеть маму рядом, - когда Татьяна Амосовна говорит о чувствах детей, сердце женщины разрывается так же сильно, как у ребят.
Родные люди
«Мы все родные» - вот девиз этой большой дружной семьи. В семье Гавриловых все чувствуют себя обогретыми, обутыми, нужными. И, несмотря на то, что повзрослевшие дети уже создают свои семьи, строят карьеру, никогда не забывают об отчем доме.
- Не зря поется в песне «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Если ребенку делать постоянно больно, унижать, бросать, если у него нет выбора в еде, игрушках, негатив накапливается. И выливается в тяжелой форме. Какие бы ни были проблемы, мы их все решаем. Стараемся искоренять. Разбираемся, выправляем. Дети понимают, что о них заботятся, и растут благодарными, отзывчивыми, добросовестными людьми, - говорит Татьяна Гаврилова. - Они все для нас - любимые дети.