В Улан-Удэ с 28 по 30 сентября прошел фестиваль плакатного искусства «Типомания». Он объединил лучшие работы дизайнеров из Японии, Турции, Швейцарии, Китая, Сингапура, Китая, Германии, Италии, а также мастеров из Монголии.
Участники из соседнего государства привезли 44 плаката, приготовленные специально для столь масштабного мероприятия. В рамках фестиваля каллиграфы показали мастер-класс, а дизайнеры познакомили со своими работами, а также представили многочисленные перформансы и инсталляции.
Дизайнера по имени Идо международный фестиваль удивил своим масштабом и атмосферой праздника.
- Я работаю в государственной компании, которая занимается дизайном. В истории Монголии было около 15 шрифтов. Мы разделили между восьмью дизайнерами направления, которые бы хотели представить. У одного постеры посвящены кириллице, у другого уйгурскому письму, у третьего квадратной письменности и т.д. В июле Дима Галсан предложил нам принять участие в фестивале, мы сразу согласились. В Монголии подобных выставок не проходит. Но у нас проводятся небольшие экспозиции на темы экологии, городской культуры, движения транспорта и т.д. Подобные графические работы актуальны в Монголии, потому что молодому поколению интересно изучать через них письменность, - поделился Идо.
Монгольскому дизайнеру понравились все представленные на фестивале работы, однако особенно он выделил раритеты из фондов Национального музея Бурятии, а также постеры созданные при помощи шелкографии.
График-дизайнер Тамир работает в монгольской компании APU. На выставке он представил восемь плакатов на тему творчества дагестанского поэта Расула Гамзатова. Произведения писателя широко известны в Монголии. Тамир в восторге от Расула Гамзатова, и он решил поделиться впечатлениями таким незаурядным способом. В своем постере он использовал латиницу, но преподнес ее так, что в буквах проглядываются монгольские черты.
Каллиграф Ням-Очир выразил слова благодарности организаторам и рассказал, что в Монголии они хотят провести такую же выставку постеров. Кстати, этим непростым искусством художник занимается уже девять лет.
- В Монголии каллиграфия ценится, так как все официальные документы создаются на кириллице и старомонгольским шрифтом. Поэтому обычно на праздники дарят надписи, созданные при помощи традиционного письма. В Улан-Удэ участники мастер-классов с удовольствием писали свои имена на старомонгольском и внимательно слушали наставника. Такой интерес не может не радовать, - говорит Ням-Очир.
Три дня фестиваля прошли увлекательно и интересно. Мероприятие еще раз подчеркнуло, что пространственные границы преодолимы, стоит только очень захотеть.
Отметим, в создании «Типомании» приняли участие 60 партнеров. По словам главного идейного вдохновители и организатора фестиваля в Улан-Удэ Дмитрия Галсана, они постарались превратить минимум ресурсов в максимум отдачи. В связи с чем организация далась непросто.
- Мы в течение долгого времени решали проблему инфраструктуры, но не занимались содержательной частью. Мы видим, что фестиваль заинтересовал не только молодежь, но и взрослое поколение. Результаты есть. Те партнеры, которые в нас поверили, сделают это еще раз. Возможно, мы даем понять городу, что мы можем делать подобные вещи. Это мероприятие открывает перед нами новые возможности и это главный плюс масштабного события, - отметил Дмитрий Галсан.