театр оперы и балета
4372
8

Что стоит за интригами и слухами вокруг ухода артистов и худрука оперного театра

После встречи руководства республики с коллективом БГАТОиБ два артиста и худрук заявили о своем уходе. Как они объяснили свое решение и о чем умолчали?

Как показала эта ситуация в театре, оперные певцы силой своего искусства управляют эмоциями зрителей не только на сцене. Фото: министерство культуры РБ

На том собрании коллек­тива Министерство культуры показало полный текст отче­та проверки Счетной палаты в театре оперы и балета. Цифры, особенно разница в зарплатах между артистами и руковод­ством театра, повергли в шок. 

Не зря глава Бурятии сразу предупредил коллектив театра: 

— Некоторые скандаль­ные слайды убрали, чтобы у вас здесь маленькая революция не случилась внутри коллектива! 

Ввиду большого объе­ма акта Счетной палаты и для удобства читателей мы публи­куем основные нарушения, вы­явленные в ходе проверки. На­помним, что проверялась де­ятельность театра за 2016– 2017 годы, когда министром культуры был Тимур Цыбиков. 

Выплаты и премии

Бюджетное финансиро­вание театра выросло с 2012 года в полтора раза, а соб­ственные доходы — всего на 136%. При этом в целом уч­реждения культуры нарасти­ли доходы на 140%. Даже би­блиотеки стали собирать боль­ше доходов, чем оперный те­атр. Практически вся зарплата финансируется за счет бюдже­та. Доходы административно-управленческого персонала растут быстрее, чем у арти­стов и специалистов. Директо­ру объявлялись не раз взыска­ния за финансовые наруше­ния, среди которых банальная недостача средств. Худрук, ко­торый появляется в республи­ке один раз в год, но при этом получает стабильную зарпла­ту! Разве Бурятия заслужила к себе такое отношение? Неу­жели мы не достойны больше­го внимания? За 2016—2017 годы руководство театра за­ключило 501 договор на 61,7 млн рублей на неконкурентной основе, то есть у единственно­го поставщика. 37 млн рублей бюджетных денег распредели­ли без соблюдения антикор­рупционного законодатель­ства. По приведенным в табли­це цифрам видно, что обслу­живающий персонал в театре (бухгалтеры, юристы, зам по АХЧ) получали намного больше самих артистов. 

Еще больше возмутили ря­довых артистов обнародован­ные факты того, что художе­ственные руководители театра получали больше полумилли­она рублей за один спектакль. Например, в 2016 году за ба­лет «Лебединое озеро» наи­большая выплата произведена за услуги балетмейстера-по­становщика в сумме 632,18 тыс. рублей. В опере «Кармен» наибольшая выплата за услуги режиссера спектакля в сумме 673,04 тыс. рублей. 

За 2017 год за постанов­ку оперы «Бал-Маскарад» наи­большая выплата за услуги ре­жиссера спектакля в сумме 464,37 тыс. рублей. За балет «Коппелия» балетмейстер-по­становщик получил 344,83 тыс. рублей. При этом балетмей­стер-постановщик числится ху­дожественным руководителем балета на постоянной основе. То есть он и так получает зар­плату за свою работу. И таких договоров оказалось немало. 

«При наличии в штате со­ответствующих работников на основании решений худсовета были заключены договоры ГПХ на оказание услуг балетмей­стера-постановщика, дириже­ра спектакля, режиссера спек­такля, художника по костюмам и т. д.», — говорится в отчете. 

Напомним, что такие цифры в работе оперного театра Бу­рятии всплывали раньше. На­пример, в 2011 году выясни­лось, что приезжий худрук Ан­тон Лубченко нанят за 1,5 млн рублей зарплаты и уволен был с громким скандалом. Следую­щего, тоже неместного худрука Азата Максутова уволили так же без объяснения причин. 

Никто не увольнял артистов

Первой жертвой интриг по­сле собрания коллектива стал монгольский певец Ариунбаа­тар Ганбаатар. Напомним, он недостаточно хорошо знает русский язык, что мешает ему работать в других российских театрах. Воспользовавшись этим, монгольскому артисту неверно перевели речь главы на собрании. Более того, ког­да Ариунбаатар уехал в Мон­голию для участия в жюри те­лешоу, ему передали, что он уволен. Тогда на своей страни­це «Твиттера» артист написал: «Приходил глава республики и практически выгнал нас. Го­ворит, не позволит работать в этом театре монголам. Ну, мы норм. Их министр культуры ви­нит нашего руководителя Да­риму (Линховоин. — Ред.) и вы­гнал ее тоже из театра. Трай­бализм…». 

Пресс-секретарь главы Бу­рятии Алексей Фишев тут же опроверг слова монгольского певца, назвал их «передерги­ванием». 

— Непростая ситуация в театре возникла после отстав­ки директора, которая ста­ла следствием проверки Счет­ной палатой финансово-хозяй­ственной деятельности. Часть артистов театра выступила за отмену решения и постави­ла вопрос об уходе из театра в случае увольнения директо­ра. Глава Бурятии отметил, что артисты поют не для директо­ра, не для министра культуры или главы республики, а для людей, для народа, который любит их творчество. Кроме того, было отмечено, что в те­атре есть кадровая проблема — отсутствие скамейки запас­ных, мало привлекается мест­ных кадров. Алексей Цыденов подчеркнул, что театру в обя­зательном порядке нужно при­влекать сторонних артистов, чтобы держать соответствую­щий уровень и не опуститься на уровень местной самодеятель­ности. Вместе с тем необходи­мо искать свои таланты и их выращивать, — сообщил Алек­сей Фишев. 

В самой Монголии неод­нозначно восприняли эмоци­ональные посты артиста. Так, бывший министр транспорта, сейчас известный блогер и биз­несмен Зоригт Мөнхчулуун на­писал, что считает, что Ариун­баатар поторопился с вывода­ми. И в доказательство привел интервью с солистом театра Булытом Раднаевым, который засвидетельствовал, что никто монголов не увольнял и не со­бирался. 

Другой известный монголь­ский публицист и телеведущий Д. Жаргалсайхан написал, что, возможно, возникло недопони­мание, и разместил у себя пе­ревод комментария пресс-се­кретаря главы Бурятии на мон­гольском языке. 

Простые пользователи соц­сетей недоумевали, как Ариун­баатар собирался сочетать ра­боту в бурятском театре и съемки в монгольском теле­шоу. Высказывались предпо­ложения, что артист просто на­шел хороший предлог громко уйти из театра. Возможно, как и Михаил Пирогов, получивший приглашение от другого театра. 

В ход пошло все

Вторым заявил о своем ухо­де в знак протеста солист Ми­хаил Пирогов. Он тоже сде­лал это публично в завершении оперы «Чио-Чио-сан»: 

— То, что сейчас проис­ходит, у всех на слуху, и лично мое мнение — это неправиль­но. И то, что все происходит с нашего молчаливого согласия, — я против этого. 

На самом деле вместо «молчаливого согласия» в соцсетях было бурное обсужде­ние и в некоторых СМИ появи­лись заказные статьи. В ход по­шло все. Даже обычная отмена творческого вечера народной артистки СССР Галины Шойдаг­баевой, запланированного на 27 октября. Когда соответству­ющее сообщение опубликова­ли на официальном сайте теа­тра, чтобы зрители могли сдать билеты, поползли слухи об ухо­де из театра и Галины Бадма­жаповны. Она вынуждена была лично опровергнуть слухи. 

— Не понимаю ажиотажа вокруг изменения даты моего концерта в афише. Что «за буря в стакане»? Изменения касают­ся только меня и театра. Такое бывает. В свое время дирек­тору Аюне Цыбикдоржиевой я говорила, что, может быть, рано запланировали мой кон­церт. Но она все равно насто­яла на своем. И мы решились. Потом до собрания я говори­ла, что еще рано, давайте по­позже. Сейчас мое решение та­ково, что концерт перенесен на Сагаалган, а может, и на весну, — объяснила певица. 

Наступила тишина

Впрочем, все эти интриги и слухи пошли на спад, когда худрук театра оперы и балета Да­рима Линховоин написала за­явление об увольнении. Доку­мент, датированный 1 октября 2018 года, она опубликовала на своей странице в «Фейсбу­ке», снабдив фотографию над­писью: «Всех очень люблю!». 

Более того, 2 октября Дари­ма Линховоин одобрила реше­ние Министерства культуры РБ о назначении на должность ди­ректора театра Эржены Жам­баловой. 

— Уверена, что как раз Эржене Зугдаровне по силам поддержать и развить все, что наработано нашим коллек­тивом за эти годы. Она очень творческий, опытный и силь­ный человек. И потом она лю­бит артистов, а это очень важ­но. Понятно, что оперный театр по специфике несколько отли­чается от драматического. Но, на мой личный взгляд, это от­личное решение. Мы все очень устали от переживаний, — зая­вила Линховоин корреспонден­ту ИА «Буряад унэн» 2 октября. 

«Я здесь и сегодня при всех заявляю, что, если вместо Аюны Владимировны поставят другого человека, я уйду из те­атра», — говорила она 21 сен­тября.

Автор: Алексей Романов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях