На том собрании коллектива Министерство культуры показало полный текст отчета проверки Счетной палаты в театре оперы и балета. Цифры, особенно разница в зарплатах между артистами и руководством театра, повергли в шок.
Не зря глава Бурятии сразу предупредил коллектив театра:
— Некоторые скандальные слайды убрали, чтобы у вас здесь маленькая революция не случилась внутри коллектива!
Ввиду большого объема акта Счетной палаты и для удобства читателей мы публикуем основные нарушения, выявленные в ходе проверки. Напомним, что проверялась деятельность театра за 2016– 2017 годы, когда министром культуры был Тимур Цыбиков.
Выплаты и премии
Бюджетное финансирование театра выросло с 2012 года в полтора раза, а собственные доходы — всего на 136%. При этом в целом учреждения культуры нарастили доходы на 140%. Даже библиотеки стали собирать больше доходов, чем оперный театр. Практически вся зарплата финансируется за счет бюджета. Доходы административно-управленческого персонала растут быстрее, чем у артистов и специалистов. Директору объявлялись не раз взыскания за финансовые нарушения, среди которых банальная недостача средств. Худрук, который появляется в республике один раз в год, но при этом получает стабильную зарплату! Разве Бурятия заслужила к себе такое отношение? Неужели мы не достойны большего внимания? За 2016—2017 годы руководство театра заключило 501 договор на 61,7 млн рублей на неконкурентной основе, то есть у единственного поставщика. 37 млн рублей бюджетных денег распределили без соблюдения антикоррупционного законодательства. По приведенным в таблице цифрам видно, что обслуживающий персонал в театре (бухгалтеры, юристы, зам по АХЧ) получали намного больше самих артистов.
Еще больше возмутили рядовых артистов обнародованные факты того, что художественные руководители театра получали больше полумиллиона рублей за один спектакль. Например, в 2016 году за балет «Лебединое озеро» наибольшая выплата произведена за услуги балетмейстера-постановщика в сумме 632,18 тыс. рублей. В опере «Кармен» наибольшая выплата за услуги режиссера спектакля в сумме 673,04 тыс. рублей.
За 2017 год за постановку оперы «Бал-Маскарад» наибольшая выплата за услуги режиссера спектакля в сумме 464,37 тыс. рублей. За балет «Коппелия» балетмейстер-постановщик получил 344,83 тыс. рублей. При этом балетмейстер-постановщик числится художественным руководителем балета на постоянной основе. То есть он и так получает зарплату за свою работу. И таких договоров оказалось немало.
«При наличии в штате соответствующих работников на основании решений худсовета были заключены договоры ГПХ на оказание услуг балетмейстера-постановщика, дирижера спектакля, режиссера спектакля, художника по костюмам и т. д.», — говорится в отчете.
Напомним, что такие цифры в работе оперного театра Бурятии всплывали раньше. Например, в 2011 году выяснилось, что приезжий худрук Антон Лубченко нанят за 1,5 млн рублей зарплаты и уволен был с громким скандалом. Следующего, тоже неместного худрука Азата Максутова уволили так же без объяснения причин.
Никто не увольнял артистов
Первой жертвой интриг после собрания коллектива стал монгольский певец Ариунбаатар Ганбаатар. Напомним, он недостаточно хорошо знает русский язык, что мешает ему работать в других российских театрах. Воспользовавшись этим, монгольскому артисту неверно перевели речь главы на собрании. Более того, когда Ариунбаатар уехал в Монголию для участия в жюри телешоу, ему передали, что он уволен. Тогда на своей странице «Твиттера» артист написал: «Приходил глава республики и практически выгнал нас. Говорит, не позволит работать в этом театре монголам. Ну, мы норм. Их министр культуры винит нашего руководителя Дариму (Линховоин. — Ред.) и выгнал ее тоже из театра. Трайбализм…».
Пресс-секретарь главы Бурятии Алексей Фишев тут же опроверг слова монгольского певца, назвал их «передергиванием».
— Непростая ситуация в театре возникла после отставки директора, которая стала следствием проверки Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности. Часть артистов театра выступила за отмену решения и поставила вопрос об уходе из театра в случае увольнения директора. Глава Бурятии отметил, что артисты поют не для директора, не для министра культуры или главы республики, а для людей, для народа, который любит их творчество. Кроме того, было отмечено, что в театре есть кадровая проблема — отсутствие скамейки запасных, мало привлекается местных кадров. Алексей Цыденов подчеркнул, что театру в обязательном порядке нужно привлекать сторонних артистов, чтобы держать соответствующий уровень и не опуститься на уровень местной самодеятельности. Вместе с тем необходимо искать свои таланты и их выращивать, — сообщил Алексей Фишев.
В самой Монголии неоднозначно восприняли эмоциональные посты артиста. Так, бывший министр транспорта, сейчас известный блогер и бизнесмен Зоригт Мөнхчулуун написал, что считает, что Ариунбаатар поторопился с выводами. И в доказательство привел интервью с солистом театра Булытом Раднаевым, который засвидетельствовал, что никто монголов не увольнял и не собирался.
Другой известный монгольский публицист и телеведущий Д. Жаргалсайхан написал, что, возможно, возникло недопонимание, и разместил у себя перевод комментария пресс-секретаря главы Бурятии на монгольском языке.
Простые пользователи соцсетей недоумевали, как Ариунбаатар собирался сочетать работу в бурятском театре и съемки в монгольском телешоу. Высказывались предположения, что артист просто нашел хороший предлог громко уйти из театра. Возможно, как и Михаил Пирогов, получивший приглашение от другого театра.
В ход пошло все
Вторым заявил о своем уходе в знак протеста солист Михаил Пирогов. Он тоже сделал это публично в завершении оперы «Чио-Чио-сан»:
— То, что сейчас происходит, у всех на слуху, и лично мое мнение — это неправильно. И то, что все происходит с нашего молчаливого согласия, — я против этого.
На самом деле вместо «молчаливого согласия» в соцсетях было бурное обсуждение и в некоторых СМИ появились заказные статьи. В ход пошло все. Даже обычная отмена творческого вечера народной артистки СССР Галины Шойдагбаевой, запланированного на 27 октября. Когда соответствующее сообщение опубликовали на официальном сайте театра, чтобы зрители могли сдать билеты, поползли слухи об уходе из театра и Галины Бадмажаповны. Она вынуждена была лично опровергнуть слухи.
— Не понимаю ажиотажа вокруг изменения даты моего концерта в афише. Что «за буря в стакане»? Изменения касаются только меня и театра. Такое бывает. В свое время директору Аюне Цыбикдоржиевой я говорила, что, может быть, рано запланировали мой концерт. Но она все равно настояла на своем. И мы решились. Потом до собрания я говорила, что еще рано, давайте попозже. Сейчас мое решение таково, что концерт перенесен на Сагаалган, а может, и на весну, — объяснила певица.
Наступила тишина
Впрочем, все эти интриги и слухи пошли на спад, когда худрук театра оперы и балета Дарима Линховоин написала заявление об увольнении. Документ, датированный 1 октября 2018 года, она опубликовала на своей странице в «Фейсбуке», снабдив фотографию надписью: «Всех очень люблю!».
Более того, 2 октября Дарима Линховоин одобрила решение Министерства культуры РБ о назначении на должность директора театра Эржены Жамбаловой.
— Уверена, что как раз Эржене Зугдаровне по силам поддержать и развить все, что наработано нашим коллективом за эти годы. Она очень творческий, опытный и сильный человек. И потом она любит артистов, а это очень важно. Понятно, что оперный театр по специфике несколько отличается от драматического. Но, на мой личный взгляд, это отличное решение. Мы все очень устали от переживаний, — заявила Линховоин корреспонденту ИА «Буряад унэн» 2 октября.
«Я здесь и сегодня при всех заявляю, что, если вместо Аюны Владимировны поставят другого человека, я уйду из театра», — говорила она 21 сентября.