Недавно в столице Бурятии побывал известный российский писатель и сценарист, автор исторических и детективных романов Леонид Юзефович. Он стал хедлайнером «Книжного салона», который прошёл в республике уже в 23-ий раз. А на днях Юзефович, который три года назад выпустил роман о белом генерале Анатолии Пепеляеве под названием «Зимняя дорога», дал небольшое интервью «Независимой газете» (далее – НГ). Оно посвящено Гражданской войне. Отвечая на вопрос корреспондента НГ о том, были ли вовлечены в этот исторический спор какие-то другие религии и народы страны, помимо русских и православных, он упомянул о Бурятии.
- В Якутии есть сторонники и красных, и белых. Там Строд (красный командир и анархист Иван Строд – герой «Зимней дороги», прим. авт.) остаётся героем, да и к Пепеляеву хорошо относятся. Что касается Бурятии, то там всё как в России. Были бурятские казаки, воевавшие на стороне атамана Семёнова, были и красные буряты. Мне ничего неизвестно о том, что буддийская община выступала в какой-то примиряющей роли, – подчеркнул Леонид Юзефович. – Хотя недавно вышел документальный фильм Дарьи Хреновой о бароне Унгерне – «Последний поход барона». И там есть длинный монолог настоятеля Тамчинского дацана, который ещё называют Гусиноозёрским.
Писатель напомнил, что именно на этой территории проходили бои Унгерна с красными частями в 1921-м году.
- Этот лама произнес совершенно замечательную речь о понимании им и тех, и других. И в православной церкви, и в буддистском сообществе есть сторонники как белого реванша, так и не то чтобы примирения – забвения, – добавил он.
Идею увековечить память барона Унгерна Юзефович не поддержал.
- Если бы памятник ему поставили в России, это было бы неправильно, потому что ничего хорошего для России не сделал. Но если такой появится в Монголии, я буду за. Для Монголии он сделал очень многое, – отметил автор «Зимней дороги».
Роман фон Унгерн-Штернберг, более известный как барон Унгерн, был одним из самых необычных деятелей Гражданской войны. Его жизнь окружало множество легенд и домыслов. Говорят, что он хотел реставрировать империю Чингисхана и готовил великий поход Азии на Европу, а монголы считали его живым воплощением бога войны.
Год назад портал «Life» писал, что Унгерна традиционно относят к деятелям белого движения, но это не совсем верно. Их объединяет только неприятие большевизма. Во всём остальном самый жестокий генерал Гражданской войны был полностью обособлен и действовал самостоятельно. Он признавал разве что атамана Семёнова – своего старого сослуживца. Но Семёнов и сам никого над собой не признавал, был автономен и подчинялся приказам того же Колчака, только когда это было ему выгодно.
- Личная армия Унгерна не имела ничего общего ни с императорской армией дореволюционного образца, ни с белыми армиями, ни даже с атаманской вольницей зелёных. Ближе всего она была к отрядам хунхузов. Хунхузы были настоящим бичом начала ХХ века. Мобильные отряды китайских, монгольских, манчжурских бандитов терроризировали Забайкалье, Дальний Восток и Манчжурию, пользуясь слабым присутствием государства в этих регионах, – отмечает «Life».