Вчера, 3 октября, в Русском драматическом театре им. Н. Бестужева прошел театральный лекторий. О новом андеграунде рассказал обозреватель театрального искусства «Афиша Daily», критик и эксперт фестиваля и премии «Золотая маска» Алексей Киселев. Также он поделился с читателями infpol.ru, как проводится отбор в число номинантов.
Отрицание норм и устоявшихся форм
Лекция коснулась малоизученной темы театрального андеграунда. На бескрайних просторах нашей страны направление получило распространение лишь в центральных городах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Течение интересно тем, что оно противопоставляет себя общественным нормам и официальному искусству. Идя в разрез бытующей идеологии, творцы андеграунда создают новые формы искусства, ставя во главу угла эпатаж, отрицание художественных традиций и устоявшихся норм. Взамен создатели предлагают новое мировоззрение, базирующееся на бунтарстве и разрушении.
Но не все так просто. По мнению оратора, такое хаотичное представление об искусстве Мельпомены рождает нечто искреннее и вырывающееся из глубин человеческого «Я» и выглядит искренним и душераздирающим, нежели устоявшиеся театральные формы.
Андеграунд – это, пожалуй, единственное направление, независимое от бюджета и мейнстрима. Это искусство, исповедующее свободу творчества и порыв эмоций, где отчаяние принимает крайние и неэстетичные формы. Как отметил Алексей Киселев, это искусство не для всех. И с этим утверждением невозможно не согласиться.
Например, постановка «Театра. На вынос» «Старик и море» заключалась в том, что актер плавал на резиновой лодке в пруду, а сам текст звучал из бумбоксов. В другом спектакле этого же театра героем стал настоящий портной. Он рассказывал о своей жизни, читал стихи и пел, играя на гармошке. А по словам Алексея Киселева, спектакль театра им. Алехандро Валенсио, «Четыре жирных уе….» - это самое отчаянное из всего, что могло быть создано в России.
Эксперт представил иной мир театрального искусства, где нет места стяжательству и желанию, чтобы это искусство стало общедоступным, так как все постановки создаются энтузиастами без каких-либо серьезных денежных затрат.
О «Золотой маске»
Алексей Киселев - один из самых молодых экспертов и только первый год работает на этом поприще. Он и трое его коллег приехали в Улан-Удэ, чтобы отобрать спектакли для участия в фестивале «Золотая маска».
- Я вхожу в драматический совет, а всего их два, есть еще музыкальный. Мы не можем делиться мнением по поводу увиденных постановок, иначе не будет интриги. Да и решение мы принимаем сообща, - рассказал Алексей Киселев.
Экспертный совет в течение года ездит по городам России и просматривает все премьеры сезона. Ежегодно в конце октября проходят обсуждения, после чего создается список самых интересных работ. По словам Алексея Киселева, этот обмен мнениями выглядит интересно, потому что они действительно взвешенные. Таким образом формируется шорт-лист, в который входят 30-50 спектаклей - претендентов на премию. Существует еще лонг-лист, состоящий из хороших спектаклей, которые не будут показаны в Москве. Постановки же вошедшие в шорт-лист будут представлены на суд жюри с февраля по апрель. В последний день премии – в середине апреля, проводится закрытое голосование. В день объявления номинантов вскрываются конверты и называется победитель.
На вопрос, насколько часто андеграундные постановки попадают в поле зрения экспертов «Золотой маски», Алексей Киселев ответил, что все спектакли имеют право быть увиденными, другой вопрос насколько часто они номинируются и попадают в шорт-лист.
- Обычно андеграундные постановки не попадают в шорт-лист, но бывают редкие исключения. Для этого направления существует номинация «Эксперимент». Был единственный случай, когда спектакль Всеволода Лисовского был номинирован, но это было исключение из правил. Андеграунд – это своеобразное искусство вне официальной премии. Направление должно быть незаметным и альтернативным, - сообщил он.
Алексей Киселев отметил, что «Золотая маска» – это объединяющая гигантскую страну институция, создающая профессиональную планку.
- Все театры знают, что такая премия есть и стараются соответствовать заданному уровню. Представители узнают о существовании друг друга. А для многих – это единственный случай приехать в Москву и представить свое искусство. А если еще и номинантами стали, то это говорит об их уровне. С другой стороны – это и живая история театра, - рассказал он.
Напомним, что в этом году на суд экспертов было представлено четыре спектакля из трех театров Улан-Удэ. Войдут ли постановки в шорт-лист станет известно в ноябре этого года.
За всю историю существования национальной премии лишь бурятский театр кукол «Ульгэр» был высоко отмечен членами жюри.
Справка infpol.ru
«Золотая маска» - российская национальная премия и фестиваль. «Золотая маска» была учреждена Союзом театральных деятелей России (СТД РФ) в 1993 году по инициативе народного артиста СССР Михаила Ульянова. Первая премия состоялась в 1995 году.