Человек года 2014
962

Мастер Алдар

Заниматься общественной работой под силу человеку, обладающему большой силой воли и неиссякаемой жизненной энергией

Вдвойне сложно, если эта безвозмездная деятельность с возрождением национально-культурных традиций и обычаев своего народа, а также религией. Например, строительством буддийского дацана. Спрос тут высокий. Но зато и уважение большое. Именно к таким людям относится мастеровой человек из села Хаян Бичурского района, патриот своей малой родины Алдар Санжиев.

Когда несколько лет назад по всей Бурятии начали строить буддийские монастыри, хаянцы доверили эту миссию своему земляку, резчику по дереву Алдару Санжиеву. И мастер блестяще справился со своей задачей!

Из славного рода

Мастеровые люди всегда пользовались уважением в обществе. С особым почтением односельчане относятся и к Алдару Петровичу, педагогу, резчику по дереву, задавшемуся целью возродить традиции и обычаи своих земляков – ашебагатов, славного казачьего бурятского рода.

- Я родился в 1962 году здесь, в улусе Хаян. Вся моя семья была мастеровой. С детства работать с деревом и металлом меня научил дедушка. С тех пор и отношение к инструменту особое. И это касается как моих братьев, так и детей, - рассказывает Алдар Санжиев.

Со своей супругой Алдар Петрович воспитал троих детей, двух девочек и сына, и уже стал дедушкой. Да и свою жену он также выбрал себе под стать - она профессионально занимается шитьем национальной одежды.

- По окончании школы решил поступить в Кяхтинское художественно-музыкальное училище (которое в последующем стало училищем искусств). Но с первого раза этого сделать не удалось. Со второй попытки поступил на специальность «художник-оформитель». Окончил обучение в 1990 году, - вспоминает Санжиев.

После учебы молодого и подававшего большие надежды резчика по дереву попросили немного поработать в учебном заведении.

- Я проработал год, после чего приехал на родину, где и живу до сих пор. По приезде открыл небольшую мастерскую, а также преподавал уроки технологии в Еланской школе, что по соседству. Сегодня я руковожу домом мастера в родном селе. Стараюсь научить ребят искусно обращаться с деревом, ведь это всегда пригодится в жизни, - рассказывает мастер.

На службе малой родине

В 2009 году Санжиев заключил договор с Иволгинским колледжем традиционных искусств народов Забайкалья о том, что будет обучать детей резьбе по дереву.

- Весь учебный год в доме мастера мы занимались с ребятами, и они получили диплом по специальности «изготовитель художественных изделий по дереву». Однако в этом году в связи с занятостью строительством дацана у меня не было возможности заниматься с детьми. Тем не менее я намерен и дальше передавать свои знания. Поэтому в моих планах реконструкция мастерской, которая находится в здании бывшей начальной школы. Также предполагается, что одна комната будет выделена под шитье национальных костюмов. Планируем открыть и мастерскую по художественной обработке металлов, - делится своими планами Санжиев.

А еще в здании бывшей школы Алдар Петрович планирует создать музей истории села, который будет состоять из трех отделов: история дацана, казачество и именитые ашебагаты.

Нельзя двигаться вперед, не зная истории и традиций своего народа

Такие вот планы. При этом трудно поверить, но за свою работу мастер получает всего 2 тысячи 800 рублей (!) в месяц. Между тем общественной деятельностью на благо села Санжиев занялся сразу по возвращении с учебы. В 90-е годы вместе с единомышленниками он взялся за ремонт сельского клуба, который находился в аварийном состоянии и был закрыт.

- Годы тогда были тяжелые, все вокруг закрывалось, народ уезжал... С закрытием сельского клуба людям негде было проводить свой досуг. А ведь это здание считалось одним из старейших в нашем селе, стоит оно 200 лет. Вот тогда-то мы и решили его восстановить, взялись за реконструкцию. В то время у меня, молодого специалиста, было много энергии, - с улыбкой вспоминает мастер.

Еще в советское время в селе началось возведение кирпичного помещения под дом культуры, но в постперестроечное строительство так и не закончили.

- Мы планируем достроить его и открыть новый клуб, который станет культурно-досуговым центром. Но пока средств нет. Да и все последние годы мы были заняты на строительстве ашебагатского дацана, который был закрыт в 30-е годы, - говорит Санжиев.

Дацан строили всем миром

17 октября состоялось долгожданное открытие храма, на которое собрались многие жители Бичурского района. Вообще возведение буддийских храмов занимает особое место в жизни мастера, ведь он верит, что возрождение религии поднимет и культуру бурятского народа. Когда в 1994 году в Кяхтинском районе началось восстановление буддийского дацана «Балдан Брэйбун», активное участие в работах принял и Алдар Петрович.

- Ширээтэ-ламой был Хамбо лама Дамба Аюшеев. Он пригласил меня принять участие в реконструкции дацана в качестве художника-оформителя, - говорит Санжиев. - В последние годы идет возрождение национальных обычаев и традиций бурятского народа, восстанавливаются дацаны, в целом поднимается бурятская культура. Не отставать в этом благородном деле решили и мы, ашебагаты. Ведь ашебагатский дацан «Галдан Даржалинг», который ранее находился в селе Ара-Киреть, является одним из старейших дацанов этнической Бурятии с 250-летней историей.

В 2007 году хаянцы обратились к Хамбо ламе Буддийской традиционной сангхи России Дамбе Аюшееву с инициативой строительства ашебагатского дацана. В 2009 году возле улуса Хаян была освящена земля под храм и проведен обряд «Жэнсэрэг», на который были приглашены ламы Иволгинского и Мурочинского дацанов. В 2008 году началось строительство методом народной стройки, которым руководил Алдар Петрович.

Деньги на строительство собирали всем селом. Проводился марафон по сбору средств, активную помощь оказали спонсоры. Однако только на одном энтузиазме и спонсорской помощи задуманное было бы невозможно воплотить. Поэтому Санжиев, где только было возможно, принимал участие в государственных конкурсах и грантах.

Словарь и выставка

Наблюдая за работой мастера, видишь, насколько сложен и кропотлив этот труд. Ведь столы со стульями должны не только быть красиво оформленными, но и содержать многочисленные узоры и декоративный стиль. К тому же не каждое дерево подойдет для работы, а только особые породы, такие как, например, кедр. На изготовление только одного стола у мастера уходят часы кропотливой работы.

Увлечение мастера работой передалось многим односельчанам. Сегодня хаянцы не только занимаются возрождением дацана, но и шьют этнические костюмы, изготавливают головные уборы.

- Еще в прошлом году мы приняли участие в конференции по бурятскому языку, которая проводилась в Иволгинском дацане. Сейчас занимаемся составлением словаря ашебагатского диалекта бурятского языка. Считаю, что это нам очень необходимо. Ведь, не зная историю своего народа, не соблюдая традиции и обычаи своих земляков, невозможно двигаться вперед в правильном направлении, - уверенно говорит Алдар Петрович.

Что касается дальнейших планов, то, по словам мастера, он и дальше намерен заниматься с детьми, а также планирует организовать собственную выставку, чтобы как можно больше людей смогли увидеть его работы.

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях