Последние два года в Бурятии происходят глобальные дорожные перемены. Во многом это связано с тем, что в 2017 году республика вошла в президентский приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Это значит, что вплоть до 2025 года в Улан-Удэ и в четырех близлежащих районах республики – Тарбагатайском, Иволгинском, Прибайкальском и Заиграевском (объединенных в агломерацию) – будут развивать транспортную инфраструктуру, полностью обновив дорожное полотно. На это каждый год будут тратить 1 млрд 250 млн рублей. Половину этой суммы выделяет Москва и половину – республика.
Протяженность автомобильных дорог Улан-Удэнской городской агломерации составила 864,2 км, из них 317,5 км – в нормативном состоянии (на конец 2016 года). В 2017 году отремонтировали 56,3 км дорог, а в 2018-м – уже 119,3 км.
Судя по официальным данным, все происходящее, естественно, заслуживает положительной оценки общества. Но бывают случаи, о которых знают многие жители Бурятии: иногда на казалось бы свеженьких трассах отлетают ошметки асфальта. В результате один и тот же участок могут перелопачивать по несколько раз за год, а страдают от этого жители. Возникает вполне логичный вопрос: не преподнесут ли своеобразные сюрпризы дороги, которые попали в проект «Безопасные и качественные дороги»?
«Вырубка» асфальта
Качество асфальта на ремонтируемых объектах проверяют в специальных испытательных лабораториях – они есть у ГКУ «Бурятрегионавтодор» и УПРДОР «Южный Байкал». Также подобные лаборатории есть у крупных подрядных организаций. Здесь проводятся испытания образцов асфальта, песка, щебня и других минеральных составляющих дорожного покрытия.
– Для качества дорожных работ важны максимально точные результаты проверки асфальтобетона. Все необходимые данные могут быть получены только в лабораторных условиях. Экспертиза позволяет выявить возможные нарушения, которые были допущены работниками на определенном этапе строительства, – рассказал главный инженер ГКУ «Бурятрегионавтодор» Игорь Петров.
В лабораторию привозят опытные образцы материалов, которые «вырубаются» на дорожных объектах в республике. На одном километре покрытия отбирают три образца. Обычно они «изымаются» из горячих асфальтобетонов через сутки после уплотнения асфальта и из холодных – через 15 суток.
В испытательной лаборатории работают эксперты, которые проверяют состав смеси (количество песка, щебня, битума и других компонентов), толщину и объем асфальтобетона, а также плотность покрытия, которое напрямую влияет на долговечность асфальта.
– Все материалы должны соответствовать стандартам нормативной документации. К примеру, мы проводим испытания щебеночно-песчаной смеси, которая укладывается в основание дороги. Сначала просушиваем и проводим рассеивание, чтобы определить зерновой состав. Или проверяем асфальтобетонную смесь – отбираем пробы, разогреваем, формуем в цилиндрах, уплотняем в прессе и затем выдерживаем в боевых условиях не менее 12 часов. После этого мы определяем водонасыщение асфальтобетона, его прочностные характеристики, сдвигоустойчивость и трещиностойкость, – говорит начальник лаборатории Татьяна Пискунова.
Специалисты используют различное оборудование: колбы, капельницы, гидравлический пресс, оснащенный силоизмерителем, водяные и песчаные бани, вакуумный сушильный шкаф, насадки для экстрагирования и многое другое. Кроме асфальтобетона и щебеночно-песчаной смеси в лаборатории проводят исследования качества битума, который является связующим материалом в дорожном покрытии.
Разговор короткий
По словам Игоря Петрова, глубокие исследования вырубки позволяют определить технологические нарушения, отклонения от нормативных стандартов. Также можно узнать, меняли ли дорожники материалы, указанные в документах, на более дешевые аналоги.
– Если участок, где выявлены нарушения, небольшой, то подрядчик перекладывает покрытие, пока всё не будет подходить под стандарты. Если отказывается, то… вплоть до расторжения договора. Деньги подрядчику выплачиваются только после проведения испытаний и положительных анализов. Напомню, каждый подрядчик несет гарантийные обязательства на дорожные работы: на асфальтобетон – 5 лет, на земельное полото – 8 лет, – отметил главный инженер.
Контроль сверху
За дорожными работами следят что ни на есть на самом верху. Глава Бурятии Алексей Цыденов нередко выезжает на участки, дабы проверить ход работ и качество полотна.
– Главное – это качество. Есть гарантийный срок, который покажет, насколько все хорошо сделано. Мы специально ездим по объектам предварительно, чтобы на этой стадии убедиться в качестве работ. Если есть какие-то огрехи, то у подрядчика будет время на исправление, – отмечал Алексей Цыденов в конце августа на участке в Заиграевском районе.
Руководитель региона подчеркивал, что контроль качества будет по-прежнему жестким.
– Все дороги под контролем, принимаются только после лабораторного замера, делается контрольная рубка, материал проверяется в лаборатории. Если укладывали при дожде и это повлияло на качество, то не принимается работа. В прошлом году у нас был подрядчик, который трижды переделывал свой участок, и в этом году проверка качества на том же уровне. Все участки на гарантии. Но мы настаиваем, чтобы до этого не доходило, – заявил глава журналистам в июле при проверке ремонта в Улан-Удэ.
Радует, что за качество дорог лично борется глава республики, а проводимые лабораторные исследования не дают спуску подрядчикам. Надеемся, что ремонтируемые дороги в рамках президентского проекта не будут наглядной иллюстрацией известного выражения про две беды России.