Бурятия
20020
10

Бессмысленная мера или светлое будущее: Что думают эксперты о «присоединении» Бурятии и Забайкалья к Дальнему Востоку

Какие плюсы и минусы ждут жителей двух «бывших» сибирских регионов

Слухи о том, что Бурятию и соседний Забайкальский край хотят «отделить» от Сибирского федерального округа и «присоединить» к Дальневосточному (далее – ДФО), ходили с 2016-го года. Одним из первых об этом заявил заместитель гендиректора фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ) Михаил Полковов.

- Государство прикладывает огромные усилия и выделяет огромное количество денег для развития Дальнего Востока. Поэтому, если вдруг произойдёт присоединение Забайкалья и Бурятии к ДФО, от этого выиграют все, в первую очередь – республика и край. Они сразу получат значительно больше ресурсов и льгот, – цитировал Полковова портал «Забмедиа».

Он подчеркнул: «такие разговоры ведутся в самых высоких кабинетах правительства». Впрочем, некоторые эксперты отмечали, что в случае «слияния» с Дальним Востоком (ДВ) на какие-то особые преференции Забайкалью рассчитывать не стоит.

- Это предположение основано на том, что названные регионы получат какие-то фантастические финансовые средства, ведь постоянно ведутся разговоры, что Дальний Восток необходимо поддерживать, заселять и тому подобное. Но на самом деле финансирование выделяется не столько федеральным округам, сколько конкретным регионам, – рассказывал в интервью ИА «Regnum» декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления филиала Российской академии народного хозяйства Сергей Козлов. – Поэтому Забайкальский край, который географически всё-таки находится ближе к Сибири, особых преференций от такого присоединения не получит. В условиях постоянно сокращающегося бюджета, сокращения социальных и прочих выплат со стороны государства говорить о том, что простое административное решение сможет привести к каким-то фантастическим экономически результатам, с моей точки зрения, не стоит.

Федеральные СМИ писали и о том, что Бурятию, Забкрай и Приангарье хотят «привязать» к Дальнему Востоку только экономически. Однако в результате два региона всё-таки включили в ДФО – соответствующий указ подписал 4-го ноября президент страны Владимир Путин. Ранее по этому поводу уже высказались глава республики Алексей Цыденов и сенатор Вячеслав Наговицын.

«Это звучит гордо!»

Новоиспечённых «земляков» поспешил поздравить глава Минвостокразвития РФ Александр Козлов.

- Сегодня наш Дальний Восток увеличился на 2 064 947 человек! Теперь в нём 11 субъектов. Добро пожаловать, жители Бурятии и Забайкальского края! Но мы прекрасно понимаем, что увеличивать численность ДВ за счёт присоединения других регионов – это не та задача. Наша задача – естественный прирост, увеличение рождаемости и снижение смертности, чтобы люди не уезжали с Дальнего Востока, а оставались здесь жить. Мы – дальневосточники и это звучит гордо! – написал он в своём Instagram.

Не остался в стороне и исполняющий обязанности губернатора Забайкалья Александр Осипов. Он заявил, что «слияние» с ДФО даст региону эффективные инструменты развития экономики и социальной сферы. Это территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРы), свободный порт, строительство социальной инфраструктуры и бесплатное предоставление так называемого дальневосточного гектара. По словам Осипова, край будет получать больше федеральных субсидий на авиаперелёты, а благодаря льготам и преференциям появится больше новых рабочих мест, передаёт ГТРК «Чита».

- Когда президент меня назначал, я ровно с этим главным предложением, просьбой обратился к нему – чтобы все эти инструменты можно было применять на территории Забайкалья. Чем они современнее и эффективнее, тем больше квалификации и оперативности потребуется. Поэтому очень важно быстро, технологически, правильно ими воспользоваться, чтобы получить соответствующий результат. Это специальное законодательство, экономическая и социальная работа, – пояснил и. о. губернатора.

Сам Александр Осипов с этими дальневосточными преференциями хорошо знаком. До назначения врио губернатора Забайкалья он работал первым замруководителя Министерства развития Дальнего Востока и занимался разработкой многих из них, отмечает ГТРК «Чита».  

Гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков подчеркнул: «вхождение» в ДФО позволит реализовать в Бурятии и Забкрае масштабные проекты и улучшить качество жизни населения благодаря инструментам господдержки, которые «доказали свою эффективность на Дальнем Востоке». В их числе – льготное финансирование, вышеупомянутые ТОСЭРы, электронные визы и упрощённые административные режимы, сообщает ТАСС. По словам Чекункова, у обоих регионов есть огромный потенциал в целом ряде экспортно-ориентированных отраслей и, прежде всего, в горнодобывающем секторе, сельском хозяйстве, логистике и туризме.

Глава думского комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов назвал решение о «присоединении» регионов к ДВ правильным. По мнению парламентария, это позволит привлечь к ним внимание и «сделать инвестиционный климат привлекательным».

- Не секрет, что и Бурятия, и Забайкальский край в социально-экономическом развитии – не самые лучшие территории. Комитет будет активно сотрудничать, пообещал Харитонов.

«Историческая справедливость восстановлена»

По мнению известного дальневосточного политолога Илдуса Ярулина, произошло то, чего давно следовало ожидать. По его мнению, идея передать два региона Сибири Дальнему Востоку родилась ещё в начале «нулевых» и последовательно воплощалась 18 лет. «Обкатывалась» она на объединении Камчатского края и Корякии, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Сейчас пришло время для следующего шага, который может вывести Дальний Восток России на новый экономический и политический уровень, считает эксперт.

- Речь идёт о новом пространственном развитии России, создании так называемых макросубъектов, – пояснил Илдус Ярулин «Комсомольской правде в Хабаровске». – Объединение дальневосточных территорий происходит на базе, если можно так сказать, существовавшего когда-то Дальневосточного военного округа со штабом в Хабаровске, когда все субъекты были связаны единой системой оповещения и связи. Кроме того, у нас с этими двумя регионами более или менее похожие системы хозяйствования и подходов к нему. Чита и Бурятия всегда относились к Сибири постольку-поскольку. Это всегда была окраина Сибири, и никто их всерьёз за сибиряков не считал. Теперь историческая справедливость восстановлена.

С другой стороны все субъекты, входящие в ДФО, имеют границу с Китаем, подчеркнул политолог.

- И наш округ может стать полигоном, где будет отрабатываться взаимодействие с КНР, особенно с её северо-восточными территориями, – рассказал Ярулин. – Ещё один косвенный аспект – на всех территориях ДФО развито преподавание китайского языка. Создание такой зоны совместного освоения Дальнего Востока позволит китайцам решить свои сельскохозяйственные проблемы, которые обострились после объявления торговой войны с США, и обеспечить свою промышленность ресурсами – теми, что добывают наши горнорудные предприятия. 

Хабаровск, по мнению эксперта, автоматически становится финансовым и логистическим центром Дальнего Востока, получая новые возможности. Сами собой должны отпасть вопросы с переносом столицы во Владивосток. Региону сулят роль настоящих ворот в Россию для всей Юго-Восточной Азии.

«Содержание привели в соответствие с формой»

Включение Забайкальского края и Бурятии в состав ДФО – вполне логичный шаг, уверен профессор, доктор экономических наук Вадим Заусаев. По его словам, президент «объединил регионы, давно уже существующие по одним программным документам», но «имеющие разную территориальную подчинённость». Вот только регионы эти – бюджетно дефицитные, и если такое пополнение не подкрепят дополнительным финансированием, то всем придётся непросто.

- Бурятия и Забайкалье входили в ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье» с начала 90-х. И есть такая государственная программа – «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», которая также включала два этих субъекта. Формально получалось так, что они и Дальний Восток вроде бы жили отдельно, а, по сути, развивались, по одним программам. Сейчас содержание привели в соответствие с формой. Каких-то других обоснований я пока не вижу, – рассуждает Вадим Заусаев.  

С другой стороны, Забкрай и Бурятия – небогатые регионы, отметил он.

- Поэтому какой-то толчок к развитию юга Дальнего Востока они вряд ли дадут. Они от этого, конечно, выиграют, поскольку попадут во все программы, которые действуют сейчас на ДВ. Это и свободный порт «Владивосток», и дальневосточные гектары, и территории опережающего социально-экономического развития. Соответственно, всё, что раньше государство выделяло Дальнему Востоку, теперь будет выделяться и этим двум территориям. Если федеральное финансирование увеличится, будет здорово. Если нет, то наша небольшая, выделяемая из бюджета сумма, будет распределена не по девяти субъектам, а по 11-ти, – добавил Вадим Заусаев.

Внешнеэкономическое решение?

В разговоре с «Комсомолкой» профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте страны (РАНХиГС) Сергей Раевский заявил: после «перехода» в ДФО в развитие Бурятии и Забкрая планируется вложить солидные суммы и добавил: ситуация сложилась неоднозначная и противоречивая.

- Я не согласен с теми, кто говорит, что эти территории традиционно тяготели к Дальнему Востоку. Они всегда были восточной окраиной Восточной Сибири и тяготели, скорее, к Красноярску с Новосибирском. Но в последние 15 лет программа развития Дальнего Востока стала рассматриваться вместе с Забайкальем. Это был интересный ход – чтобы дать импульс к развитию региона. Думаю, подоплёка включения Забайкалья и Бурятии несколько иная, чем сейчас говорят эксперты. Тут не столько то, что заработают новые инструменты, связанные с территорией опережающего развития или дальневосточным гектаром. Это во многом внешнеполитическое и внешнеэкономическое решение.

Его коллега, политолог Виктор Бурлаков считает такую меру бессмысленной. По его мнению, присоединение двух сибирских субъектов к ДФО оправдано лишь политически. Экономически же управлять таким огромным регионом крайне сложно – между Читой и Владивостоком очень большое расстояние. Забайкалье и Бурятия по факту не имеют никакого отношения к Дальнему Востоку и никак ранее с ним не были связаны, пишет «Московский комсомолец в Чите».

Генеральный директор международного центра развития регионов Игорь Меламед придерживается противоположного мнения. Он заявил телеканалу «Звезда», что отделения от Сибирского и вхождение в состав Дальневосточного федерального округа позволит обоим субъектам развиваться успешнее.

- Они не попадали в поле ведения министерства по делам Дальнего Востока. Соответственно, их не мог курировать заместитель председателя правительства по этим вопросам. Но по единству структуры и экономик, по уровню жизни эти два субъекта всегда рассматривались вместе, – сообщил Меламед.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях