Вот уже третий день в Бурятии и Забайкалье бурно обсуждают «отделение» от Сибирского федерального округа и «присоединение» к Дальневосточному (далее – ДФО). Напомним, соответствующий указ подписал 4-го ноября президент страны Владимир Путин.
По этому поводу уже высказались глава республики Алексей Цыденов, сенатор Вячеслав Наговицын, и. о. губернатора соседнего региона Александр Осипов, председатель думского комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (ДВ) Николай Харитонов, а также ряд политологов и экспертов.
По мнению некоторых специалистов, основной мотив такого решения – попытка дать толчок экономическому развитию двух дотационных регионов с помощью их вовлечения в специальные инвестиционные программы для ДВ.
«Как была, так и останется»
Не остались в стороне и бурятские чиновники. Накануне они провели пресс-конференцию, на которой рассказали, что сулит жителям региона «слияние» с ДФО.
Дальневосточный гектар, субсидирование авиаперелётов, налоговые преференции, новые поступления в бюджет – в правительстве уверены: от «реформы» федеральных округов Бурятия только выиграет.
- Она как была самостоятельным субъектом России, находилась в составе Восточной Сибири и заботилась о мировой жемчужине – Байкале, так и будет, – заверил первый зампред республиканского правительства Игорь Шутенков. – Этот указ даёт только возможности использовать дополнительные механизмы для развития нашей республики. Существует фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ), корпорация по развитию Дальнего Востока, возможности по привлечению инвестиций, льготному кредитованию. Есть налоговые льготы и упрощённая система определения территорий опережающего развития (ТОРы). Там уже действуют свои преференции.
По словам Шутенкова, для опережающего развития Бурятии теперь должны вырасти и поступления в бюджет региона.
- Самое крупное из них – дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – не изменится. Но субсидии на различные сферы в связи с переходом в ДФО должны увеличиться, – пояснил зампред.
Напомним, страну поделили на федеральные округа в 2000-м году по указу Владимира Путина. Они созданы по аналогии с военным округами и экономическими районами. При этом ФО не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления России. У них нет правительства, парламента, судов и бюджетов.
- Каждый субъект напрямую подчиняется Москве, а округа созданы как инструмент для работы полномочного представительства президента России на местах. Подпреды контролируют исполнение органами власти решений, законов и задач, определённых Российской Федерацией, – отметил Игорь Шутенков.
По гектару в руки
Сегодня в правительстве Бурятии готовят почву и для так называемого дальневосточного гектара. Напомним, с 1-го февраля 2017-го года каждый россиянин вправе рассчитывать на сто «соток» земли в любом регионе Дальнего Востока, распоряжаться которой можно как угодно, будь то фермерство, предпринимательство или индивидуальное жилищное строительство. Единственное обязательное условие – начать осваивать участок в течение пяти лет. А после пяти безвозмездного пользования есть возможность получить в собственность или длительную аренду на 49 лет.
Чтобы «отхватить» кусочек Дальнего Востока, достаточно зайти на специальный сайт, выбрать на карте нужный регион и конкретный участок (свободные отмечены зелёным цветом) и подать онлайн-заявку. Документы рассмотрят в течение 30-ти дней. После нужно подать пакет документов. Правда, жители республики и соседнего региона смогут сделать это только после того, как Бурятию с Забкраем внесут в перечень субъектов, на которые распространяется федеральный закон № 119.
- Сама концепция закона для нас очень привлекательная, потому что предусматривает упрощённый порядок предоставления земельных участков, – подчеркнула Маргарита Магомедова. – Надеюсь, что включение Бурятии позволит использовать максимальные механизмы. Сейчас будем отрабатывать территории, которые потенциально могут быть и не могут быть предоставлены. У нас есть Байкальская природная территория, Центральная экологическая зона, включенные в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там действует ограничение, предусмотренное статьёй № 27 Земельного кодекса. Согласно ей, земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, но расположенные на территории объектов Всемирного природного наследия, не могут предоставляться в частную.
По мнению министра, в Бурятии необходимо принять закон, устанавливающий перечень территорий, где земли нельзя выдавать как «дальневосточный гектар», и обосновать эти ограничения.
«Все барьеры сняты»
Полпред президента в СФО Сергей Меняйло, в чьём «подчинении» теперь находятся не 12, а 10 федеральных округов, заявил, что «присоединение» Бурятии и Забайкалья к Дальнему Востоку – требование времени.
- Это самый оптимальный вариант на сегодня – чтобы не терять время и не создавать лишние структуры. Министерство по развитию Дальнего Востока является главным распределителем бюджетных средств. Оно не может выделять средства структурам, а фонд развития Дальнего Востока – субъектам, которые не под их юрисдикцией. Сегодня все эти барьеры сняты, – цитирует Меняйло ТАСС.
Он отметил, что федеральная целевая программа (ФЦП) по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона действует уже десять лет и за это время дала «определённые плоды» на ДВ – в отличие от «бывших» сибирских регионов.
- Схема очень сложная. Надо было финансирование из программы, из фонда вытаскивать, отдавать на федеральный уровень и (оттуда) целевыми субсидиями отдавать на каждый из наших регионов, а потом по преференциям по каждому субъекту издавать отдельные постановления правительства, – пояснил Меняйло.
Как отмечает ТАСС, включение двух регионов в состав ДФО сняло с нормативно-правовой точки зрения барьеры по их социально-экономическому развитию.