ремонт дорог
6675
2

«Можно летать!»: В Бурятии полным ходом идёт ремонт дороги, ведущей из Улан-Удэ к БАМу

По ней на север республики поедут жители Бурятии и будущие  туристы

фото: пресс-служба Минтранса Бурятии

Ещё несколько лет назад трасса «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян», известная также как Баргузинский тракт, пользовалась дурной славой –  там нередко случались страшные ДТП с погибшими и пострадавшими. Из-за этого в народе её даже прозвали «дорогой смерти». Но в  2016-м году властям Бурятии удалось переломить трагическую ситуацию. После того, как на аварийно опасных отрезках магистрали опробовали камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД, лихачей стало меньше в разы – как и жертв дорожно-транспортных происшествий.

Дорога до Нового Уояна не только «избавилась» от репутации «смертельной» она преображается буквально на глазах. И всё благодаря масштабной реконструкции, стартовавшей ещё в  2003-м году. А с 2007-го на трассе один за одним открывают построенные и «обновлённые» участки. Только за четыре последних года – с 2013 по 2017-ый – сдали шесть крупных объектов. Например, мост через Баргузин за два миллиарда рублей, движение по которому изначально планировалось открыть только в 2018-м. Общая длина сооружения вместе с подходами – почти пять с половиной тысяч метров.  Раньше реку можно было преодолеть только с помощью парома летом и ледовой переправы зимой.

Как сообщает республиканское министерство транспорта, в Прибайкальском районе отремонтировали дорогу на  39-89-ом км. Новое асфальтовое полотно появилось в 2014-2016 годах и в  Баргузинском районе – на отрезке с 230 по 265 км.  В ноябре 2017-го сдали ещё 15 километров трассы до посёлка Максимиха.

- Мы ввели в эксплуатацию участок с 215 по 230-ый километр, – рассказывает Игорь Петров, главный инженер фирмы-заказчика –  ГКУ «Бурятрегионавтодор».

На дороге до Максимихи стоимостью 1 миллиард рублей, которую,  кстати, открыли досрочно, установили 78 дорожных знаков, барьерное ограждение, сигнальные столбики и сделали разметку, а ещё обустроили дополнительную площадку для отдыха. Работы там велись около года.

Добраться до БАМа

Сегодня,  чтобы попасть в столицу Бурятии,  северянам требуется проделать немалый путь через соседнюю Иркутскую область. Новая же дорога не только обеспечит автомобильное сообщение Улан-Удэ с БАМом, но и поспособствует  экономическому развитию северных районов с их богатейшими природными ресурсами.

Однако  чтобы эти планы сбылись, предстоит привести в порядок дорожный участок  в Баргузинском районе (230-254 км), который сейчас находится в неудовлетворительном состоянии.

- Мы провели торги на его реконструкцию в 2017 году, в эксплуатацию будем вводить в 2019-м, – отмечает Игорь Петров.

За два года Москва выделила на эти цели 950 миллионов: 350 – в 2017-м и 600 – в 2018-м.  Для завершения работ требуется ещё 750 миллионов. «До ума» также хотят довести 20 километров дороги от Макаринино до отрезка между сёлами Адамово и  Зорино (с 271 по 291 км). Торги, как и на ремонт предыдущего участка,   выиграло ОАО «Труд» из соседнего Приангарья. С компанией заключили контракт.  В этом году Бурятия уже получила на ремонт 350 миллионов из резервного фонда правительства России.  

- Реконструкция участка обойдётся порядка в 2 миллиарда 300 тысяч рублей, – подчёркивает главный инженер «Бурятрегионавтодор». – Там уже начали рубку леса. Работы завершатся в 2022-м году. В следующем году планируется корректировка проекта. Потом будем делать дорогу до 312-го километра. Дойдём практически до Баргузина.

Магистраль, ведущая из Улан-Удэ к БАМу,  свяжет его с пятью районами республики. Правда, есть некоторые нюансы, которые в будущем нельзя  не учитывать.

- Дороги до Нового Уояна нет, её нужно строить.  Сложность в том, что она проходит через Джергинский заповедник, – пояснил Игорь Петров.

По его словам, перед началом строительства потребуется провести государственную и экологическую экспертизу, но прежде организовать общественные слушания.

«Дорога стала лёгкой»

Депутат, профессор Бурятской государственной сельхозакадемии  и заслуженный агроном России Анатолий Кушнарёв рассказывает: Баргузинский тракт он знает давно.

- Ещё с шести лет ходил в рейсы с отцом в автоколонне 1268 – так называемой «Дикой дивизии». Проехал его вплоть до посёлка Майский. Был в Курумканском районе, сельских поселения «Барагхан» и «Аргада». Это тракт был самым тяжёлым, однозначно, потому что он идёт по тайге. Плюс качество дороги оставляло желать лучшего, – говорит он.

По словам Анатолия Кушнарёва, по этой дороге он ездил и позже – на базу отдыха Бурятской государственной сельхозакадемии в Максимихе. 

- Добирались туда с коллективом за семь часов. Это 230 километров. Было мучительно больно, – говорит депутат. – Дорога ужасная, особенно после ливней, от Хаима до Гремячинска и дальше, от Гремячинска до Турки очень плохие участки, как и от Турунтаево до Зырянска. Но встречались и относительно хорошие, – вспоминает известный агроном. 

После того, как началась реконструкция, ситуация кардинально изменилась, добавил он.  

- Каждый год, когда еду один или с семьёй в ту сторону, убеждаюсь, что ремонт идёт –  пусть и не такими быстрыми темпами. Но затраты серьёзные. С тех пор, как туда зашла иркутская дорожно-строительная компания «Труд», качество работ значительно улучшилось. И сегодня до той же Максимихи на легковом автомобиле можно доехать за три с половиной-четыре часа. Дорога стала настолько хорошей и «лёгкой», что молодёжь начала устраивать автогонки и одно время было много смертельных ДТП. Но появление камер дисциплинировало водителей, – пояснил Анатолий Кушнарёв. 

Он отметил: после реконструкции Баргузинский тракт «экономически» свяжет Улан-Удэ и БАМовские посёлки, а потому жизнь на севере республики должна улучшиться.  

 «Машины целее будут»

Улан-удэнец Олег Данилов каждую неделю ездит с семьёй до Турунтаево в Прибайкальском районе. По его словам, дорога в районе перевала Пыхта после реконструкции просто преобразилась. 

- Сейчас я еду примерно 40 минут, раньше требовался час-полтора. Дорогу чистят лучше, посыпают песком сразу, как выпадет снег. Не помню, чтобы за последние три года перевал закрывали – не считая, конечно, большегрузов. Раньше, бывало, и на подъезде приходилось стоять. Теперь всегда, в любую погоду, проезжаю, учитывая, что у меня не полноприводный автомобиль. Да и в самом Турунтаево улиц, наверное, 9-12 сделали, по которым вообще ездить было невозможно. А сегодня там уложили асфальт, оборудовали тротуары, – рассказал водитель.

Валерия Эрдынеева из Курумкана тоже заметила положительные изменения. 

- Конечно, состояние дороги улучшилось. До этого ездили как по стиральной доске, а сейчас до Максимихи можно «летать». Или сел на «пазик» и весь день трясёшься в пыли. Теперь до Курумкана за шесть часов добираешься, – говорит Валерия. – И это радует: наши машины целее будут, стойки после каждой поездки менять не надо. Плюс мост шикарный построили в Усть-Баргузине. Зимой топать по льду не приходится. Раньше на пароме через реку Баргузин по семь часов стояли или, когда он не работал, ездили по ужасной объездной дороге.

Дорога жизни

Трасса, ведущая из Улан-Удэ к БАМу, свяжет его с пятью районами республики и будет иметь туристическое значение. Вдоль Баргузинского тракта расположены турбазы, курортные зоны, заповедник, населённые пункты и особая экономическая зона «Байкальская гавань». А ещё –  десятки культовых мест.

- Трасса идёт вдоль побережья озера Байкал и вблизи Баргузинского заповедника по местам курортного лечения и туризма и имеет большое туристическое значение.  Она обеспечивает транспортное сообщение с посёлками Усть-Баргузин и Баргузин, где проживают более 15 тысяч человек и находятся основные объекты социальной инфраструктуры, – рассказывал ранее глава Бурятии Алексей Цыденов.

Выигрывает дорога и в экономическом плане – это основная транспортная магистраль, которая обеспечивает перевозки грузов. После окончания строительства связующего звена Курумкан-Новый Уоян она примет на себя дополнительные транспортные потоки из северных районов.

Во время своего последнего визита в Бурятию глава Минтранса России Максим Соколов «проинспектировал» ремонт трассы возле Максимихи, отметил её социальную значимость и пообещал поддержать республику рублём.  При формировании бюджета на 2019-ый и плановый период 2020-2021 годов федеральное ведомство подготовит предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в размере 5 миллиардов 38 миллионов рублей на продолжение реконструкции. В целом «обновление» трассы протяжённостью более 700 километров оценили в 40 с лишним миллиардов рублей. 

 

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях