Уже пятнадцатый год пенсионерка Татьяна Рахматова живет в квартире в подвальном помещении двухэтажки на улице 30 лет Победы в селе Мухоршибирь.
За стеной – сливная яма
После обращения жительницы села в нашу редакцию мы приехали к ней. Как и рассказывала пенсионерка по телефону, квартира действительно не пригодна для жилья. При входе чувствуется резкий запах сырости, стены влажные и покрыты плесенью. Из благ цивилизации - только кран с холодной водой.
- Вы посмотрите на эти стены. Они все сырые. Я пыталась бороться, но здесь что-то делать бесполезно. Сзади за стеной - сливная яма, - показывает хозяйка квартиры.
Пенсионерка одна растит и воспитывает 9-летнюю внучку. Недавно бабушка перенесла тяжелое заболевание. В любой момент состояние ее здоровья может ухудшиться.
- Батареи работают только в одной части комнаты. Зимой нас спасают обогреватели, – говорит Татьяна Апполинарьевна.
«Я предупреждала о своем отъезде»
Раньше Татьяна Рахматова работала на пищевом комбинате и жила с детьми в муниципальной квартире на втором этаже в этом же доме. В 2002 году женщина тяжело заболела, поэтому была вынуждена срочно ехать на лечение в Улан-Удэ.
- Когда я уехала, предупреждала о своем отъезде, - утверждает пенсионерка.
Ей сделали тяжелую операцию и дали инвалидность. Лечение длилось долго.
- Когда я приехала с операции, квартира была уже занята. Как говорится, без суда и следствия ее просто отдали другим людям. Виной тому, как они утверждали, послужили мои долги. Конечно, у меня был долг, но не такой большой, чтобы лишить меня крова. Так квартира и ушла, - вздыхает Татьяна Апполинарьевна.
Стучалась во все двери
Раньше в подвале было несколько жилых квартир. Позже их заколотили и пустили тепловой узел. Сейчас это единственная жилая квартира в подвале. С момента приезда женщина с детьми начала жить здесь.
Шло время. Дети повзрослели и разъехались кто куда. Так получилось, что помощи ждать бабушке неоткуда. Она одна воспитывает свою девятилетнюю внучку.
- С 2003 года я неоднократно обращалась в администрацию района, чтобы мне предоставили жилье. Они создавали специальную комиссию. Говорили, что условия вполне нормальные. Обещали что-нибудь найти. За эти годы все главы переменились на несколько рядов, и толку никакого. До сих пор ищут, - говорит Татьяна Апполинарьевна.
Как утверждает пенсионерка, она собирала в сельсовет все документы, необходимые для подачи заявления на улучшение жилищных условий. Позже обнаружилось, что с годами их просто потеряли.
- Они не могут найти мои документы. Я говорю, ищите, может, они где- нибудь в папках затерялись. Мне придется заново собирать их. Здоровье-то не позволяет все это делать, вон еле хожу, - возмущается женщина.
Жительница села отправила письменное обращение в администрацию главы и правительства Бурятии. Вопрос перенаправили в администрацию Мухоршибирского района. Они, в свою очередь, - в сельское поселение.
-Я хочу, чтобы была справедливость. Пусть дадут нам нормальное жилье или хотя бы вернут ту квартиру, в которой я жила раньше, - говорит пенсионерка. - Я-то свое пожила. Но кто знает, как постоянная сырость скажется на здоровье ребенка, - говорит Татьяна Апполинарьевна.
Ответ от сельсовета
В попытке прояснить многолетнюю проблемную ситуацию мы после беседы направились в сельское поселение «Мухоршибирское».
- Татьяна Апполинарьевна Рахматова неоднократно обращалась к нам. Были спорные моменты, где она утверждала, что сдавала документы, но подтверждающей расписки у нее нет. Мы не можем принять заявление, так как она не представила необходимый перечень документов, - говорит юрист сельского поселения «Мухоршибирское» Ольга Ланцова.
Мы спросили, что делать в этом случае пенсионерке и могут ли ей помочь.
- Самый оптимальный вариант - собрать все необходимые документы и встать в очередь на улучшение жилищных условий. Даже если она напишет заявление, то ей придется ждать. Заявлений много. Мы очередь не можем перепрыгнуть, - пояснили нам в сельсовете.
Сельсовет обещал нам провести с ней беседу и помочь пенсионерке в сборе документов для постановки в очередь.