кино
2272

«Облепиховое лето», которое снял режиссёр из Бурятии, предложили превратить в сериал

По мнению популярного портала, массовый зритель не пойдёт в кинотеатры на такой «тонкий» фильм. Осторожно – спойлеры

Кадр из фильма «Облепиховое лето»

«Облепиховое лето» – режиссёрский дебют 41-летнего Виктора Алфёрова из Бурятии. Картина, которая рассказывает о жизни и смерти знаменитого советского писателя и драматурга Александра Вампилова, вышла в широкий прокат 15-го ноября. Как выяснилось, Александр Мерзликин, сыгравший в фильме главную роль, мечтал о ней ещё со времён ВГИКа. Да и сам Алфёров, по его же собственному признанию, давно хотел снять фильм про Вампилова.

- В какой-то момент я понял, что в некотором роде мои мечты и желания уже переросли в идею большой полнометражной картины. Окончательное же решение было принято на берегу Байкала, в Листвянке, на месте гибели драматурга, – рассказал он в интервью infpol.ru. – Вот так и получился первый фильм о Вампилове. Это, кстати, прекрасный стимул к тому, чтобы вновь перечитать его пьесы и рассказы, повод поговорить о том периоде его жизни, да и о том, чем жила тогда страна. 

В день премьеры большую рецензию на «Облепиховое лето» опубликовала обозреватель рубрики «Вокруг кино» на популярном портале «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова. Она напомнила, что режиссёр ленты родом из Бурятии и поэтому всё, что связано с Александром Вампиловым – бурятом по отцу, для него свято.

- Фильм в итоге и снят с величайшим почтением и интересом к писателю. В основу сюжета лёг последний год жизни литератора. Он живёт в Иркутске, часто приезжает в Москву, чтобы показать написанные вещи. У него интеллигентский круг общения – выпивает с поэтом Николаем Рубцовым, дружит с иркутскими актёрами и режиссёрами, мечтающими играть в его пьесах. У него трепетная, нежная, всё понимающая жена и весёлая дочь. Есть вполне земная мечта – купить дом у Байкала и творить в уединении, – отмечается в публикации. – В общем, жизнь относительно неплоха – он даже стол себе настоящий, писательский, может позволить, а старый, столовый – ритуально сжечь во дворе. Но… извечная русская тоска, неприкаянность, сомнения, а ещё – острое желание быть признанным, понятым, прочитанным… Сколько отечественных писателей прошли через это?

В качестве примера обозреватель приводит Сергея Довлатова, который «собрался и уехал в Америку, но от себя так и не уехал». Для Вампилова же эмиграция и вовсе была невозможна: он весь был напитан этой землёй, природой и русским словом. Режиссёру, по мнению автора рецензии, «удаётся показать метания большого человека» – как и вязкую, удушающую атмосферу 70-х.

- Вроде ещё вчера был знаменитый съезд, пахнуло свободой – а уже сегодня всё нельзя, всё в свете «резолюций последних пленумов», – отмечает она. – Андрей Мерзликин раскрывается с новой, неожиданной стороны. Актёр прямо погружается в глубины образа – и вот у него уже какая-то расхристанная, неустойчивая походка, вот маски на лице — фигляра, балагура и озорника, скрывающие растерянность, беспомощность и отчаяние.

Ещё одной узнаваемой знаменитостью в фильме стал молодой Олег Ефремов. Энергичный, харизматичный, но вечно спешащий, в своей вечной водолазке, он пытается накормить молодого автора в ресторане борщом, а заодно по верхам обсудить его пьесы. Но тут у Вампилова случается приступ уязвлённого самолюбия. «Я буду чай», – с достоинством говорит он, отстаивая своё право быть не жалким просителем-провинциалом, а автором, способным привнести трогательную интонацию в репертуар молодого театра. Его пьесы многим нравятся, и даже где-то начинают ставиться, но пробиться очень трудно – особенно если ты горд, горяч и бескомпромиссен, пишет Илона Егиазарова.

Большим комплексом писателя была безотцовщина, но она стала и мощным творческим мотиватором, говорится в рецензии. В фильме показано, как писателю в руки попадает архивное дело расстрелянного родителя – шок, отчаяние, ужас… А буквально через несколько месяцев Александр Вампилов сядет в лодку с другом и отправится в плавание по Байкалу, из которого уже не вернётся живым. Версий гибели 35-летнего писателя много. Вот и режиссёр Алфёров слегка намекает на то, что это могло быть и убийство.

Обозреватель «Вокруг кино» приходит к выводу, что «при всей своей щемящей интонации картина далеко не ровная».

- Есть там несколько картонных героев-функций: экзальтированная педагогиня, считающая пропажу портретов классиков диверсией. Или «хороший кэгебешник» – образ уже изрядно обрыдший. Вообще ощущение, что из «Облепихового лета» можно сделать интересный сериал – по типу «Таинственной страсти». По крайней мере, режиссёру и телеканалу тут есть, о чём подумать. Потому что массовый зритель, увы, на такой тонкий, медленный фильм в кинотеатры не пойдёт. А вот если его покажут по телевизору, может и втянуться – познакомиться с личностью Вампилова, а потом, Бог даст, и с его творчеством, – подчёркивает Илона Егиазарова.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях