По долгу службы работникам уголовного розыска постоянно приходится находиться на переднем краю борьбы с криминалом, сталкиваться со сложными и опасными ситуациями, иметь дело с опасными преступниками и даже террористами.
Не зря говорят, что эта «служба и опасна, и трудна», и далеко не каждый отважится выбрать для себя такую сложную профессию. Зато те, кто избрал непростую работу «опера», по праву пользуются уважением как коллег, так и простых граждан. Поэтому именно оперативники УГРО нередко становятся героями фильмов и книг.
Однако мы, жители Бурятии, чаще знаем о придуманных писателями и сценаристами героях и историях. Подлинные летописи бурятского сыска, как это не обидно, мало кому известны. Эти оперативные хроники знает лишь узкий круг сотрудников МВД. Поэтому наша редакция открывает новую рубрику «Криминальная Бурятия», в которой мы будем рассказывать о сотрудниках уголовного розыска, вспомним резонансные дела и то, как они расследовались. Нашими консультантами станут экс-сотрудники уголовного розыска МВД по Бурятии.
А начнем мы с трагических историй, о которой поведал подполковник милиции Юрий Екимов, работавший в 80-е годы в Заречном отделении милиции Советского РОВД.
Ужас поселка Заречный
В последние годы СМИ то и дело пугают жуткими сообщениями о сексуальных маньяках и педофилах. А вот в советское время такие преступления были большой редкостью. Особенно в провинциальном Улан-Удэ, где слово «маньяк» слышал далеко не каждый. Все изменилось в холодную зиму 1986 - 1987 годов, когда весть о педофиле пришла из пригородного поселка Заречный.
- Я хорошо запомнил это дело, так как принимал участие в расследовании в качестве оперуполномоченного от самого начала и до конца, - вспоминает Юрий Александрович. – Нам сообщили, что в больницу из поселка Заречный доставлена 8-летняя девочка.
Как выяснилось, ребенок еще днем ушел на каток. Но к положенному времени девочка домой не вернулась. Сейчас, конечно, родители бьют во все колокола, если ребенок даже слегка запозднился на улице. Но в 80-е годы то, что дети играют на улице до самой ночи, считалось нормой. Поэтому родители ребенка были спокойны. Когда стемнело, в дверь квартиры постучались.
- В дом зашел молодой человек, который принес умиравшего ребенка, - вспоминает Юрий Екимов. – Объяснил, что нашел девочку на аллее возле АЗС. И тут же ушел.
Родители вызвали «скорую». Но медики оказались бессильны – ребенок умер. Как оказалось, девочка стала жертвой насильника.
- На раскрытие дела были брошены все оперативники и участковые. Мы немедленно начали поквартирный обход, опрашивали прохожих, местных жителей, может, кто что видел или слышал. В первую очередь нас интересовала личность парня, который принес ребенка домой, - рассказывает подполковник милиции.
Вскоре молодого человека удалось найти. Оказалось, что он живет неподалеку от места происшествия.
- Выяснилось, что он ранее судим, находится под административным надзором. Когда его доставили в отдел, он объяснил, что якобы шел с остановки, увидел девочку в кустах. На этом все! Он даже место ЧП припомнить не мог, – вспоминает наш собеседник.
То, что «свидетель» был судим, еще ничего не значило. В его «послужном списке» значились только кражи, тяжких преступлений он не совершал. Поэтому опера одновременно отрабатывали другие версии – проверяли тех, кто привлекался по аналогичным происшествиям. Однако в ходе допроса оперативников насторожило поведение молодого человека. Тот был чрезмерно взволнован и суетлив. Причем он больше волновался за себя, а не за жертву преступления.
- Мы стали проверять, где был, когда ушел из дома. Опросили его мать и отчима. Те вроде подтверждали его алиби, но путались в показаниях, - рассказывает сотрудник.
Одних подозрений было недостаточно, срочно требовались доказательства.
- Мы, оперативники и участковые, исследовали буквально каждый сантиметр той аллеи. Осматривали закоулки, каждый куст! Когда стемнело, работали с фонарями. В конце концов нам удалось найти место преступления. И, самое главное, там были найдены мужские волосы. Их тут же отправили на экспертизу. Выяснилось, что волосы принадлежат подозреваемому. Это и стало одной из улик. Подозреваемый был тут же задержан, - вспоминает Юрий Александрович. - В ходе следствия были выявлены и другие неопровержимые доказательства.
В итоге страшное преступление было раскрыто всего за одни сутки. Суд приговорил педофила к 15 годам тюрьмы.
Беспредельная жестокость
Не менее страшным было и другое ЧП, случившееся в те же годы на Левобережье. В его расследовании принял участие Юрий Екимов.
- В отделение поступил сигнал, что прямо за одной из остановок обнаружено тело женщины. Выехав на место ЧП, я был поражен дикой жестокости убийцы. Он забил свою жертву камнями, разбил ей голову… Кровь была даже на крыше остановки, - вспоминает опер. - Женщину быстро опознали. Оказалось, что она шла пешком с острова Комсомольский.
Опрос свидетелей позволил установить, что к преступлению мог быть причастен высокий молодой человек, одетый в форменную одежду. Однако, какая это была форма, никто не помнил.
- Мы подключили оперативную агентуру. Вскоре нам сообщили, что в ходе одной из гулянок в частном секторе местный житель обмолвился о том, что убил женщину на остановке. Мы приняли эту информацию к сведению. Проверили и выяснили, что подозреваемый работает в военизированной охране, часто ходит в военной форме, - рассказывает Юрий Екимов.
Молодой человек был доставлен на допрос.
- Держался он спокойно, в показаниях не путался. Могло показаться, что парень действительно непричастен к убийству, - вспоминает Юрий Александрович.
Но чем больше опера вникали в это дело, тем больше подозрений вызывало поведение задержанного. Уж слишком «правильно» он отвечал на все вопросы. Создавалось впечатление, что подозреваемый неплохо осведомлен о специфике работы милиции. Стало быть, его кто-то консультирует. В ходе расследования оперативники обратили внимание на одноклассника задержанного, который имел определенное отношение к силовым структурам.
- Было установлено, что он неоднократно встречался с задержанным, подолгу с ним разговаривал. Нами было принято решение взять подозреваемого под стражу и оградить его от встреч с приятелем, - рассказывает оперативник.
Как оказалось, это было сделано не зря. Потеряв «консультанта», подозреваемый «поплыл» и признался, что, будучи пьяным, встретил на улице женщину и попытался с ней познакомиться. Когда та отказала, он впал в ярость и забил ее камнями. На вопрос, почему он действовал с такой запредельной жестокостью, обвиняемый лишь бормотал, что жертва «оскорбила его чувства». Вскоре нашлись и свидетели ЧП. Суд приговорил убийцу к длительному сроку заключения.