Весной прошлого года бурятская столица впервые попала в число российских городов-агломераций – такой статус, как правило, носят лишь «миллионники». На развитие транспортной инфраструктуры «ядра» этой агломерации – Улан-Удэ и четырёх близлежащих районов – Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского и Заиграевского – в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» вплоть до 2025-го года будет направляться 1 миллиард 250 миллионов рублей. Половину этой суммы выделяет Москва и половину – республика.
В ближайшие семь лет количество мест, где чаще всего случаются ДТП, в улан-удэнской агломерации должно сократиться на 85%. Это требование идёт бок о бок с финансированием дорожной сети. Только в 2017-м году устранили 12 таких «аварийных» точек. В порядок привели 43% (или 56 километров) дорог, включенных в федеральную программу. В 2018-м удалось сделать вдвое больше – 119 километров.
В приоритетный проект включили не только райцентры, но и другие населённые пункты, где полноценный ремонт не видели аж с советских времён. Список «проблемных» участков формировался с учётом пожеланий местных жителей. На него в дальнейшем и ориентировались власти.
Торги стартовали ещё зимой и завершились в феврале – чтобы заказчики и подрядчики успели подготовиться к новому строительному сезону. Ход работ контролировали общественники. Упор решили сделать на качество. Для этого в Бурятии даже создали специальный проектный офис.
«Просто небо и земля»
Одно из главных достижений этой ремонтной кампании – новая дорога в «сотые» кварталы. До недавнего времени добраться туда или, наоборот, уехать в центр города, было непросто: узкая трасса просто не справлялась с потоком машин. А потому каждое утро и вечер общественный транспорт и автомобили стояли в многокилометровых пробках. Вместо десяти минут ехать приходилось почти час. После каждого более-менее крупного ливня на дороге появлялись огромные лужи, в которых «застревали» не только машины, но и автобусы.
Но год назад всё изменилось. Тогда участок до 111 квартала длиной 2,7 километра не только отремонтировали, но и расширили до четырёх полос. А ещё там установили дорожные знаки, нанесли разметку, оборудовали наружное освещение и тротуары. В 2018-м в порядок привели оставшийся отрезок в 2,8 километра – от улицы Орловская в микрорайоне Горького до въезда в Улан-Удэ.
Местные жители не могут нарадоваться новому асфальту.
- Дорога просто прекрасная, – говорит улан-удэнец Леонид Актинов. – Пробок там стало гораздо меньше. Если и случаются, то из-за аварий. Ещё появился светофор на выезде из 102 квартала. Очень удобно и для пешеходов, и автомобилистов.
- Я обожаю свой район и очень предвзята, – призналась жительница бурятской столицы Юлия Агнор. – Но ремонт дороги однозначно удался: не просто обновили трассу для машин, учли и пешеходов! «Окультурили» автобусные остановки.
До неузнаваемости преобразился и Спиртзаводской тракт. Там заасфальтировали участок длиной почти в шесть км. – от улицы Пищевая до «нулевого» километра в Заиграевском районе. А ведь долгое время эту дорогу считали едва ли не просёлочной.
- Некоторые вообще называли Спиртзаводскую трассу «трассой стресса». Ремонт там давно требовался, ведь рядом частный сектор, кладбище, коттеджи, – рассказывает водитель Виктор Алфёров. – Сейчас, конечно, ситуация улучшилась, все довольны. Проезжую часть расширили, сделали остановочные «карманы». Дорога ровная, хорошая.
Кроме того, в этом году заменили дорожное полотно на Ключевской – от остановки «Товары Бурятии» до улицы Тулаева и в обратном направлении.
На его обновление потребовалось почти 60 миллионов рублей. Не забыли и о ливневой канализации на Мелькомбинате. Теперь у рынка «Крестьянский» должна исчезнуть знаменитая лужа, которая не один год доставляла неудобства автомобилистам и, казалось, никогда не обмелеет.
- На Мелькомбинате теперь ездить приятно. То, как было и как стало сейчас – просто небо и земля. Кстати, автомобильное «кольцо» на Богатырском мосту тоже заасфальтировали, – отмечает Дарима Аюшеева, которая каждый день ездит из центра в 20«а» квартал. – Хорошо, что «ливнёвку» сделали – надеюсь, никаких луж на Мелькомбинате больше не будет. А то машины там очень медленно ездили, «микрики» в дождь вообще за несколько метров от остановки тормозили.
«Дорогу сделали отличную»
Перемены затронули и пригородный посёлок Вахмистрово. Речь идёт о восьмикилометровом участке трассы в Тарбагатайском районе – на подъезде от федеральной автодороги «Байкал» к Улан-Удэ со стороны Мухоршибири. Его не ремонтировали 30 лет, хотя в сутки там проезжают примерно 15 тысяч машин, в том числе большегрузы. Ремонт обошёлся почти в 410 миллионов рублей.
Бригады работали в две смены – и результат, как говорится, на лицо – 7 километров тротуаров, 20 автобусных остановок и 15 пешеходных переходов. В начале и конце отремонтированного участка в будущем установят цифровое табло, на которое будет «выводиться» скорость проезжающих по трассе машин. А в следующем году там хотят обустроить освещение. В Вахмистрово этих улучшений ждали давно.
- Пришлось потерпеть кое-какие неудобства, зато теперь у нас есть красивая ровная дорога и тротуары, по которым приятно ходить и гулять с детьми, – подчеркнула местная жительница Аюна Доржиева.
- Конечно, стало лучше, – подтверждает водитель Алексей Антонов. – Дорогу облагородили, установили дорожные знаки. Кое-какие недостатки есть – чувствуется, когда едешь на большой скорости. А вот к появлению тросовых ограждений между встречными полосами отношение очень неоднозначное. Они вроде призваны спасти от лобовых столкновений, но там узкие места. Получается, если машина сломается на дороге, её уже не объедешь – как и аварию. И фуру обогнать не получится. Значит, будут пробки.
Ещё один важный объект, который удалось отремонтировать в рамках федерального проекта – дорога, ведущая на Стеклозавод. Иначе, как «убитой», улан-удэнцы её и не называли. Но после ремонта улицы Левченко и Радикальцева просто не узнать.
- Каждое утро объезжаю Элеватор через Стеклозавод. Дорогу от нефтебазы до железнодорожного переезда сделали просто отличную. Асфальт ровный, без выбоин, – поделилась улан-удэнка Елена Макарова.
Есть у горожан и небольшие замечания, к которым, как они надеются, прислушаются власти.
- Асфальт хороший. Но стоило заложить водопропускную трубу в низине около автозаправки на Заовражной и немного поднять полотно от неё до АЗС «БРК». Дело в том, что в нижней точке после каждого дождя вымывает дорогу, а это проектировщики не учли. Весной расползётся как обычно. Ну и можно было слегка спрямить этот участок для улучшения обзора – хотя не уверен, что там полоса отчуждения железной дороги не мешает, – пояснил Михаил Афанасьев, часто ездящий ездит по этой трассе.
Автомобилист Баир Цыдыпов из Гурульбы признался, что теперь с удовольствием ездит в посёлок. Там сделали новую дорогу – её расширили, уложили асфальт, оборудовали подъездные пути к населённому пункту плюс заменили водопропускные трубы.
- Раньше трубы были железные, теперь гофрированные. Очень хорошая дренажная система. И асфальт, конечно, лучше стал, – рассказал Баир Ободоев.
В другом иволгинском селе – Поселье – впервые за сорок отремонтировали магистральный подъезд и центральную улицу Советская. А ещё на ней появились тротуары, новая автобусная остановка и пешеходный переход.
- На отвороте от федеральной трассы «Байкал» в Поселье была яма на яме, просто убитая дорога, – отмечает улан-удэнец Владимир Бадмаев. – А сейчас совсем другое дело. Если бы ещё сделали участок со стороны Советского района, вообще отлично было бы.
За два последних года на дороги Бурятии пролился настоящий денежный дождь. Раньше на них выделяли около 300 миллионов рублей, и большая часть этих средств шла на капитальный ремонт. Осваивали их с трудом, а потому работали и в снег, и в дождь. Теперь же, с включением в федеральную программу, ситуация кардинально изменилась. А значит, дороги в улан-удэнской агломерации будут по-настоящему качественными и безопасными. И мнение жителей республики, пожалуй – лучшее тому подтверждение.