Бизнес Бурятии жалуется на многочисленные проверки, рейды, расследования и прочие надзорные мероприятия. Предпринимателей "кошмарит" местный Роструд, утверждает газета "Молодежь Бурятии".
Больше всего жалоб
Тема эта поднимается, по данным издания, на каждом совещании по развитию предпринимательства. В очередной раз заявление прозвучало на одном из заседаний Совета по улучшению инвестклимата при главе Бурятии. К Алексею Цыденову обратился директор компании «Полистройдеталь» Сергей Корбышев.
Предприниматель попросил Цыденова помочь разобраться с тем, что бизнес регионе "кошмарят" со стороный трудинспекции.
— Пример приведу. Оштрафовали за то, что продавец – не выдали ему халат – не расписался за халат. И за верхонки. Пятьдесят тысяч штрафа. Тут и так производству тяжело, — отметил бизнесмен.
Глава Бурятии ответил, что деятельность региональной трудинспекциии вызывает определенный интерес.
— Провоцирует некоторые вещи сама. Вот у нас информация, по-моему, от авиазавода, когда отдельных людей в коридоре ловят – «как жизнь?». И тут же – «пиши жалобу, мы придем с проверкой». Проверка по жалобе – внеплановая. Ну, не совсем так, конечно, но непросто, — сказал Цыденов.
По его словам, на трудинспекцию больше жалоб, чем на любую другую надзорную структуру.
— Я думаю, мы с этим сейчас адресно поработаем. На региональном у нас уже не получается. На уровне Роструда попробуем. Проверяющий должен быть не палачом, а помощником. Есть нарушение – подскажи, помоги, скажи исправить это и это, на первый раз замечание. Если второй раз поймали на том же самом, то отвечай, пожалуйста, - пояснил глава республики.
Серый бизнес
По данным газеты, именно "палаческое" отношение со стороны бурятской трудинспекции вынуждает предпринимателей уходить в "налоговую тень". В качестве доказательства издание приводит высказывание одной из предпринимательниц города.
— Я в год в среднем плачу около 350 тысяч рублей налогов. А бизнес у меня маленький, и часто не понимаю, за что плачу такие деньги - я на работе круглыми сутками, не отдыхала уже 3 года, и мебель не меняла уже лет 10, и машины у меня все еще нет, — жалуется женщина.
По ее словам, в трудовой инспекции ее недавно оштрафовали на 240 тысяч рублей.
— Из-за лжи моей сотрудницы, и доказать ничего не могу - а ведь могли дать штраф не более 2000 рублей (хоть и столько не за что было), но не понравилась я трудовому инспектору, который дружит с ее мужем. Ну как же так?! — пишет бизнесвумен.
Далее она говорит о том, что теперь никого официально на работу брать не будет.
— И доходы скрывать буду, чтобы налогов меньше платить и ко всем без исключения сотрудникам контролирующих организаций относиться буду с презрением и настороженностью, — отметила предпринимательница.
А те, кто не хочет уходить в «тень», серьёзно задумываются о переезде в другой регион.
Что думает бизнес?
Затем издание обращается к мнению директоров и владельцев бизнеса в Бурятии, а также ответственных за его продвижение общественников.
Например, управляющий директор «Улан-Удэнского авиазавода» Леонид Белых напрямую обратился к руководителю Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Анатолию Пыкину. Дело было на одном из заседаний Союза промышленников и предпринимателей.
— В вас какое-то отторжение, вы в каждом руководителе видите врага. Почему не прийти с профилактикой, заранее. Что я- враг народа? Если поднять все заявления, все на вас агрессивно настроены. Измените метод работы. Нас и пожарники казнят, но они нормальным языком объясняются. Я с вами сам ни разу ни по одному вопросу понимания не нашел. Кроме угроз и наказаний с вашей стороны, - сказал Белых.
16 ноября на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выступил президент Торгово-Промышленной Палаты (ТПП) Бурятии Пётр Ертанов.
— Прокуратурой Бурятии на 2019 год согласовано 4 826 плановых проверок предпринимателей контролирующими органами. Аппетиты контролеров были больше, но прокуратура не согласовала проведение 450 проверок. Количество плановых проверок увеличится почти на 30%. Помимо плановых проверок, растет и количество внеплановых проверок, — отметил Ертанов.
Он отметил, что в проверках особенно усердствует трудовая инспекция под руководством Пыкина.
— Под пресс трудинспекции попадали и попадают как крупнейшие налогоплательщики – У-УАЗ, ЛВРЗ, приборостроительное объединение, так и средний бизнес – "Бурятская мясоперерабатывающая компания", "Титан", "Полистройдеталь" и многие другие.
О «прессинге» трудовой инспекции на предприятиях Группы компаний «Титан» участников заседания ознакомил Вадим Бредний.
— Скажу сразу, я, конечно же, не против проверок, но на каждую из них идет отвлечение как сотрудников, так и времени! При этом на всех уровнях декларируется: «Хватит кошмарить бизнес!». Проверка проверке рознь. Большинство контролирующих органов выдают предписания и дают время для устранения выявленных замечаний. Если замечания устранены, мы говорим спасибо друг другу и все, никаких штрафов. К сожалению, совершенно другие методы проверок у государственной инспекции по труду, возглавляемой Анатолием Ивановичем Пыкиным. Главная задача его проверок – найти замечание и раскрутить до максимального размера штрафа. При этом суммы штрафов впечатляют. Что сегодня делает любой прогульщик, нерадивый работник и нарушитель трудовой дисциплины, когда его увольняют? Правильно: он идет в трудинспекцию, а там его «учат», как написать заявление и по мнимым, чисто формальным, нарушениям работодателя штрафуют. В 2018 г. трудинспекция провела у нас 29 проверок, — отметил Бредний.
Годовой план
По данным газеты, у трудинспекции есть годовой план по штрафам. К примеру, на однм из заседаний ее руководитель называл цифру в 15 млн рублей. В 2016 году надзорный орган выписал штрафов на 25 млн рублей, в 2017 г. – на 20 млн рублей.
— Получается, что бизнес работает для того, чтобы уплачивать штрафы и выполнять план для Анатолия Ивановича, чтобы он и его сотрудники получили премии. А предприниматель должен работать ради работы, так что ли? — пишут журналисты. — В нормальной ситуации бизнес и контролирующие органы – это партнеры, в конце концов, все в одной лодке, в одной республике. У нас же все наоборот: Государственная инспекция по труду по Бурятии выступает как карательный орган для бизнеса республики.
Совсем недавно саму трудинспекцию Бурятии проверили. Этим занялась республиканская прокуратура. Она выявила в работе регионального Роструда нарушения федерального законодательства. В частности, трудинспекция не уведомляла прокурора о внеплановых проверках фирм, не давала предпринимателям права заменить штраф предупреждением и неправильно заполняла акты проверок.
— Прокуратурой республики руководителю Государственной инспекции труда в Республике Бурятия внесено представление, которое удовлетворено, приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь, — говорится в сообщении.