трамвай
2236
5

Юрий Санжанов: «Новые решения открывают новые перспективы»

МУП «Управление трамвая» подвело итоги внедрения безналичной системы оплаты в трамваях за 1,5 года

- В апреле прошлого года в трамваях появилось новшество – желтые валидаторы. В сентябре вы ввели переносные терминалы. Расскажите, почему произошло это «доукомплектование» и во сколько обошлось предприятию это нововведение?

- Действительно, безналичная оплата в трамвае с помощью валидаторов стартовала с апреля прошлого года. Для нас это пилотный проект совместно со Сбербанком. Были плюсы и минусы нововведения. Наряду с положительными отзывами, были вполне объективные жалобы со стороны пассажиров на работу валидаторов. В этом году Сбербанк предложил дооснастить трамваи переносными терминалами, чтобы решить проблему надежности оборудования. Разработку транспортной платформы и все оборудование (валидаторы и переносные терминалы) банк передал на аутсорсинг IT-компании - ООО «ОТС» (директор Тюменцев А.В.), которая была допущена банком для проведения безналичных банковских операций. Пилотный проект назван «Билет-авто», поэтому в смс можно увидеть данное наименование. ООО «ОТС» - наша улан-удэнская компания, для нее фактически это старт-ап. И наша IT-компания может сделать транспортное приложение для всей страны. Разве это плохо? Добавлю, что на внедрение  пилотного проекта ни предприятие, ни городской бюджет не инвестировало ни рубля.

- Почему вы сделали расчет именно по банковской карте, а не ввели те же бонусные карты, как в магазинах?

- Можно выделить 2 основных носителя безналичной оплаты: транспортная карта (как бонусная, которую многие магазины делают) и банковская карта. В самом начале, когда мы анализировали рынок, рассматривали оба варианта. Транспортная карта работает давно и достаточно надежна, использование банковских карт для оплаты проезда в России достаточно новое направление. Но в мире сейчас идет постепенный процесс перехода от транспортных карт к банковским. Зачем носить кучу карт, если есть одна банковская, которую не нужно специально пополнять. Изучив все предложения по транспортным картам, мы поняли, что это достаточно дорого. Карты эти необходимо эмитировать (выпустить), реализовать и постоянно пополнять (содержать пункты продаж, либо за какой-то процент отдавать в торговые сети). Плюсом еще платить за обслуживание системы, приобретать валидаторы. Это серьезные финансовые затраты разовые инвестиционные, и самое главное текущие. В масштабах крупных городов это еще нормально, в масштабах нашего предприятия это нереально. Поэтому для нас реализация данного пилотного проекта достаточно выгодна. Мы не инвестируем ни рубля, текущие платежи у нас ниже, чем при пользовании транспортной картой в других городах. Еще немного экономим на зачислении средств на банковский счет.

- Наверняка у  предприятия увеличились доходы с появлением возможности безналичной оплаты?  

- Сам переход на безналичную оплату, например, для розничной торговли по статистике поднимает продажи и оборот. Чисто психологически нет физического перехода «своих» денег покупателя в «чужие» руки. За счет этого покупатель подсознательно тратит больше средств, покупая больше товаров. Переход на безналичную оплату в трамвае сам по себе, конечно, создает определенные удобства для пассажиров, но не увеличивает значительно продажи предприятия, как, например, в торговле. Для пассажиров мы предоставляем только одну услугу – проезд. Потратить в трамвае больше 15 рублей (стоимости проезда) пассажир не сможет. Поэтому просто эквайринг это один уровень. Мы смотрим еще дальше – это возможность внедрения электронных проездных, сетевого тарифа и персонифицированный учет льготников.

- Как себя проявили в деле переносные терминалы? Что можете сказать об их работе?

- В течение августа мы тестировали переносные терминалы, и здесь сказался положительный опыт малой IT-компании. Изначально терминал поддерживал всего 6-8 часов заряда аккумулятора, что явно не достаточно. В результате перепробовали почти с десяток решений, различные аккумуляторы, различные соединения, пока не было найдено оптимальное решение. С сентября переносные терминалы принимают, в том числе бесконтактно, все виды банковских карт, в том числе карты «Мир» и оплату с мобильных устройств. На сегодня работой переносных терминалов довольны мы, а главное пассажиры. Об этом говорят и цифры – количество пассажиров, пользующихся безналичной оплатой выросло с 3% до 12%.

- В сентябре была акция для пассажиров «Проезд за 1 рубль»? За чей счет? И вообще, куда уходят средства по безналичной оплате?

- Это был подарок ко дню города со стороны Сбербанка – 8, 9 и 10 сентября проезд в трамвае был за 1 рубль при безналичной оплате. На проведение данной акции предприятие не потратило опять же ни рубля. Расчет за сентябрьскую акцию, это был отдельный договор, также предприятие получило в полном объеме. То есть пассажир платил 1 рубль, но Управление трамвая» все равно получило от Сбербанка и ООО «ОТС» 14 рублей. В итоге никакой упущенной выгоды от акции предприятие не допустило. Для нас этот проект был очень ответственный. Меньше чем за месяц в августе нам удалось выстроить стабильную систему, которая не дала ни одного сбоя, в т.ч. за счет задвоения системы стационарных и переносных терминалов. Что касаемо финансовой дисциплины, то здесь у нас нет претензий к нашим партнерам. Все средства, поступающие через транспортную платформу, мы получаем в установленные договором 2-х дневные сроки. Фактов неполучения средств не было. Предприятие имеет доступ к личному кабинету и отслеживает безналичные операции по каждому терминалу и стационарному, и переносному он-лайн ежедневно. Надо понимать, что безналичная оплата – это не наличные, все операции проходят через банк и абсолютно отслеживаемы.

- Какие еще плюсы перехода на безнал помимо удобства вы можете отметить?

- Новые решения открывают интересные перспективы. Мы хотим создать такие условия, чтоб проезд на экологически чистом транспорте для наших пассажиров стал еще выгоднее, пассажиров ездило больше. В планах введение электронных проездных (приобретая заранее электронный проездной, пассажир получает скидку за проезд), бонусной системы (больше ездишь на трамвае - меньше платишь и тд.). Техническое решение по электронному проездному уже подготовлено, согласовано с банком, сейчас проводятся «полевые» испытания. О сроках загадывать не буду, но мы заинтересованы в скорейшем запуске. Бонусные системы находятся в стадии технического решения. Направление для нас новое и оно потребует, конечно, помимо технического решения еще и финансовые расчеты, и нормативно-правовое регулирование. Но техническое решение первично.

- Это было бы интересно пассажирам однозначно! Какие еще плюсы будут от введения безналичной оплаты в трамваях?

- Отдаленная перспектива – сетевой тариф. Когда пассажир, пересаживаясь с другого общественного транспорта, получает скидку в трамвае. Например, пассажир живет в отдаленном микрорайоне, и ему быстрее доехать на автобусе, затем пересев в трамвай до пункта назначения, чем ехать в объезд только на автобусе. Сейчас так и едет, потому что дешевле, но дольше. С введением сетевого тарифа, если трамвай и автобус предоставят хорошую скидку такому пассажиру (а автобусу это тоже выгодно, пассажир проедет часть пути и не будет занимать место от конечки до конечки, например), то возможно пассажир выберет более удобный маршрут. Практическая реализация думаю – отдаленная перспектива, хотя техническое решение хотим найти уже сейчас.

- Почему трамвай не перевозит льготные категории пассажиров?

- До 2010 года в трамвае были льготные перевозки, затем они были отменены в республике. Помните, бумажные проездные: предприятие говорило, что льготник ездит, а государство, что не ездит. Объективной цифры не было. Это был один из поводов отмены льготного проезда. При электронных же платежах достигается 100% учет каждой поездки каждого льготника. Конечно, вопрос установления льготного проезда – это не полномочия предприятия, а полномочия органов власти. Со своей стороны мы можем только лишь создать техническую готовность. В настоящее время мы провели тестовые технические испытания, транспортное приложение практически готово. На  базе расчетов по банковским картам можно будет создать персонифицированный учет льготников.

- Какие еще работы предприятие выполняет для удобства пассажиров?

- В этом году мы закончили дооснащение всех трамвайных вагонов тепловыми пушками. Проект реализовывали поэтапно, были опасения, поскольку это дополнительный расход по электроэнергии. Но нам удалось найти техническое решение – термодатчики, которые включают тепловые пушки не постоянно, а в заданные диапазоны температур внутри трамвая. Особенно осенью-весной ощутимая экономия. Конечно, огромный вклад – это проведенная работа Правительством РБ по снижению тарифа на электроэнергию. В этом году мы также для безопасности пассажиров на 100% дооснастили трамвайные вагоны системой видеонаблюдения, при поддержке Правительства РБ, Администрации г. Улан-Удэ и МВД по РБ. На все эти изменения самое главное мы получили положительный ответ от наших пассажиров – за последние три года ежегодно растет количество перевозимых пассажиров. Так, по сравнению с 2015 годом пассажиропоток увеличился на 20%. Для предприятия это огромный стимул для работы, а также возможность создавать еще лучшие условия для наших пассажиров.

Автор: Сергей Александров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях