Криминальная Бурятия
50991
3

Драма как в кино: защищаясь от грабителей, дед убил трех человек

«Информ Полис» продолжает рассказывать о громких криминальных ЧП, которые в свое время получили большой резонанс в Бурятии

Рисунок: Баир Ободоев

Но сейчас мало кто помнит и об этих происшествиях, и о людях, сумевших раскрыть преступления. Мы постараемся восполнить этот пробел. 

Напомним, что в прошлых номерах редакция познакомила читателей с деталями розыска улан-удэнского убийцы-педофила, историей банды Кочкина, наводившей ужас сразу на два региона Восточной Сибири. Сегодня наш рассказ о громком ЧП на Стеклозаводе, которое случилось в 1990 году. Это событие было очень резонансным – в одном из дворов были расстреляны сразу три молодых человека. О том, что случилось в тот день на улице Мира и каким образом милиционерам удалось уговорить стрелка сдаться, нам рассказал экс-сотрудник МВД по Бурятии Петр Кондрашкин.

Пули вместо спирта

Несмотря на то что к 90-м годам накрепко прилипло слово «лихие», начало последнего десятилетия XX века было довольно спокойным. Разгул преступности случился  позже – примерно в середине 90-х годов. А вот период «постперестроечного времени», когда в стране только-только зарождалась рыночная экономика, был еще довольно спокойным. Поэтому, когда в «дежурку» Советского РОВД поступило сообщение о массовом убийстве  на улице Мира, милиция Улан-Удэ была поднята на ноги.

-  По тем временам это было громкое происшествие. К тому же нам сообщили, возможно, имеет место захват заложника. Мы тут же собрали опергруппу и выехали на улицу Мира, - вспоминает Петр Иванович.

Это сегодня на подобные ЧП выезжают спецподразделения,  создается штаб, подтягиваются техника и экстренные службы. В те годы все было иначе – преступление нужно было раскрыть силами территориального подразделения.

- Во главе группы был начальник Владимир Золотоев, ныне, к сожалению, покойный, - рассказывает наш собеседник. – Вот о нем-то я хотел рассказать немного подробнее. Он был исключительным сотрудником. Настоящий профессионал своего дела. Недаром сотрудники его величали не иначе как «шеф».

Интересно, что Золотоев начинал свою деятельность как следователь. Однако затем перешел на оперативную работу, где проявил себя как один из самых лучших сотрудников МВД Бурятии.

- Приехали, взяли дом в оцепление, оценили обстановку. Видим, что один погибший лежит в ограде, тело другого видно в сенях, - продолжает свой рассказ Петр Кондрашкин.

По идее, Золотоев мог послать на штурм своих подчиненных. Однако он решил поступить иначе.

- Владимир Александрович пошел к дому сам, взяв с собой только меня, - рассказывает Петр Кондрашкин.

Оперативники перепрыгнули через забор и, пройдя через огород, подобрались к зданию.

- Шли очень осторожно, чтобы не попасть под обстрел. Через окно вызвали стрелка на переговоры. В тот момент еще было непонятно, кто он – может, алкоголик, может, психически больной человек. Однако на наш голос отозвался пожилой человек, - вспоминает Кондрашкин.

Поначалу дед угрожал застрелить любого, кто зайдет в дом.

- Он был уверен, что мы не милиционеры, а приятели убитых им парней. Мол, пришли отмстить, - рассказывает экс-сотрудник. – Мы объясняем – милиция. Через окошко показал ему удостоверение. Объясняю, что здесь кроме меня начальник Советского ОВД. Он молчит. Потом говорит: «Ладно, залазь через окно. Но только один! Если что, у меня тут заложница». Я пробрался в дом. Смотрю – в доме еще один труп. И старый дед с двустволкой в руках. Целится прямо в меня.

Увидел оперативник, что в доме кроме старика находится заплаканная пожилая женщина. Позже выяснилось, что это супруга стрелка. Никакой заложницей она не была.

- Спокойно объясняю деду, что нужно сложить оружие. Он в отказ. Тут в разговор вступает Золотоев: «Дед, я начальник Советского ОВД. Давай поговорим». Тот призадумался и разрешил войти Владимиру Александровичу в дом.

Начались долгие переговоры. И тут дед, положив на пол ружье, рассказал неожиданную историю.

- Это же 90-е годы были, во многих домах тогда шла бойкая торговля спиртом-водкой. Вот и дед со своей супругой решили на этом же подзаработать и торговали водкой, - вспоминает наш собеседник.

Рано утром в дом старика ввалились четверо молодых парней. Потребовали водки – якобы в долг. Видя, что парни настроены решительно, дед испугался. Отдал им все спиртное. Молодежь ушла, но через пару часов вернулась.

- Уже пьяные стали требовать еще водки. Дед пытался им объяснить, что все спиртное он уже отдал. Те не верят, машут кулаками, куражатся. Все местные уверены, что дед им ничего не сделает. Поняв, что разговаривать с гопниками бесполезно и они по-доброму из дома не уйдут, старик принял отчаянное решение. Сказал парням, что попробует найти водки, и ушел в спальню, - рассказывает Петр Иванович.

Ну а дальше все происходило как в заправском боевике. Дед собрал в комнате охотничье ружье, зарядил его и вышел к гостям. Первым же выстрелом уложил самого наглого. Парни бросились прочь из дома. Дед за ними. На крыльце застрелил второго. Быстро перезарядил и выстрелил вдогонку убегавшим. И этот выстрел оказался точным – третий гопник упал замертво у самых ворот. Лишь четвертому удалось выскочить на улицу. Кстати, именно он-то, как оказалось, и вызвал милицию.

- Честно говоря, нам даже стало жалко старика. Ну, что делать… В доме три трупа. Доставили старика в отдел, составили документы, - вспоминает Петр Иванович.

Взял на испуг

Другое дело, о котором рассказал наш собеседник, было не столь громким. Но без применения оружия не обошлось.

- В 80-е годы у нас по Левому берегу пошла волна краж. Неизвестный проникал в дома, на дачи. Интересно, что воровал понемногу. Где-то куртку прихватит, где-то – продукты, - вспоминает Петр Иванович.

Квартирные кражи – это всегда головная боль для оперативников. Но тут помог случай.

- В отдел прибежал запыхавшийся мужчина. По его словам, он пораньше вернулся домой, где и обнаружил, что дверь сломана. И, самое главное, на плите стоял разогретый суп, а на столе – тарелка. Кроме того, услышал какой-то шорох в доме. Мужчина тут же закрыл избу на замок, прикрыл ставни и подпер их досками. Ну, раз такое дело, я немедленно отправился к его дому. Помню, было это на улице Окинской, - рассказывает собеседник.

Оперативник и хозяин жилища вошли в дом.

- Я на всякий случай достал пистолет, мужик тот вооружился какой-то доской. Обходим жилище – никого нет. Под кровати заглянул, в шкафы – ну нет вора! А мужчина уверяет: здесь он, здесь! Так где же? Спрашиваю: «Подполье имеется?». Есть, оказывается. Сняли крышку подвала, заглянули внутрь. Там темень. Может, там прячется? Решил взять вора на испуг. Грозно предупредил, чтобы тот вылез, иначе, мол, открою огонь. В ответ тишина, - вспоминает экс-сотрудник.

Оперативник еще раз объявил о том, что готов стрелять. Прямо под проемом был виден песок. В него-то он и произвел предупредительный выстрел.

- Тут же сказал: «Я тебя хорошо вижу. Следующий выстрел на поражение!». Слышу, что зашуршало в подвале, раздался испуганный голос: «Не стреляй, выхожу я!», - рассказывает Петр Иванович.

Через секунду из подполья вылез молодой человек.

- Спрашиваю: «Ты кто?». В ответ: «Дезертир». Оказывается, служил он в воинской части, сбежал. Прятался на Левобережье. Оголодав и замерзнув, начал бродить по дачам и домам, воровать съестное и одежду. Уже в отделе парень подробно рассказал о том, где был, куда залазил. Посмотрели по сводкам – все сходится. Вся «волна краж», оказывается, на нем. Потом дело передали в суд, - завершил рассказ Петр Кондрашкин.

Автор: Михаил Доржиев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях