42-летней жительнице бурятской столицы Наталье Антоновой поставили страшный диагноз – миопатия Нонака. Это редкое наследственное заболевание, которое стремительно прогрессирует и может привести к внезапной смерти. Проблемы со здоровьем у нашей землячки начались ещё в молодости – в восемнадцать ей стало трудно ходить. С тех пор её состояние ухудшается и женщина уже не может обойтись без посторонней помощи.
Опустить руки Наталье не давало огромное желание жить и воспитывать сына. Она писала во все клиники России, однако ни положительного, ни отрицательного ответа так и не получила, рассказывала в октябре ГТРК «Бурятия». Тогда улан-удэнка решила отправиться на обследование в КНР. Деньги на ту поездку собирали всем миром. В Поднебесной уточнили диагноз – миопатия GNE, но лечение, рекомендованное китайскими специалистами, оказалось неэффективным. Страшный недуг по-прежнему делал своё чёрное дело.
Впрочем, шанс на спасение всё же есть – редчайшей генетической аномалией занимаются учёные из Америки. В одном из институтов США набирают пациентов с такой болезнью для тестирования новых лекарств. Но и здесь возникли проблемы. Оказалось, что из России в Америку невозможно отправить анализ крови. Необходимо делать запросы в различные ведомства, на которые нет ни сил, ни времени, ни самого главного – денег. А время уходит.
После этого доведённая до отчаяния женщина задумалась об эвтаназии. Однажды сын Натальи зашёл на почту матери и обнаружил, что та переписывается с клиникой из Швейцарии и просит врачей помочь ей уйти из жизни.
Душераздирающую историю нашей землячки рассказали накануне на Первом канале – в эфире программы «Мужское и женское», которую ведут Александр Гордон и Юлия Барановская. Гордон сразу предупредил: разговор в этот раз будет непростым. Так и вышло. Многие люди, сидевшие в зале, в том числе приглашённые эксперты, не могли сдержать слёз, пока Наталья делилась своими воспоминаниями, а на экране показывали её фотографии.
- В восемнадцать лет я вдруг поняла, что не могу бежать. А когда было двадцать, мне сказали: «Что-то ты не так ходишь, что-то с походкой». Заболевание прогрессировало потихоньку, а я не то что не обращала внимание – долго не хотела себе признаваться, – отметила она. – Доктор сразу сказала, что это не лечится нигде в России и в мире. Сказала: «Иди, девочка, ты ещё до сорока лет будешь как-то, а после сорока станешь овощем». А к 23 годам я поняла, что если сейчас не рожу ребёнка, то упущу своё время.
Муж от Натальи ушёл, а когда ребёнку было семь лет, она подала на алименты. «Год что-то там немножечко присылал и всё», – подчеркнула улан-удэнка. С тех пор отец сына ни разу не видел. А мальчик вырос и стал для матери настоящими помощником. На Первом канале показали, как они вместе гуляют по Арбату и слушают уличных музыкантов.
- В такие моменты, когда выходишь на улицу, хочется больше событий, больше эмоций, – призналась наша неизлечимо больная землячка.
Её сын, появившись в студии, рассказал, что мама решилась на эвтаназию, потому что «не хочет становиться обузой».
- Конечно же, я этого не хочу. Отговаривал чуть ли не слёзно, – признался подросток. – Потому что это правда страшно. Мы всю жизнь вместе, как лучшие друзья друг для друга. С одной стороны, это её выбор, с другой, я её люблю и не хочу терять.
Кстати, такой же недуг у сестры Натальи Антоновой – Ирины, за которой ухаживает её дочка. Все четверо живут вместе, в одной квартире. Мать сестёр умерла, но жив отец – с ним, кстати, тоже пообщались журналисты.
- У меня в роду нормальные все были. У Гали (матери Ирины и Натальи – прим. авт.) тоже, – поделился мужчина. – А тут… что случилось, откуда вылезло? Что сделаешь? Не знаю, что делать. Наташе всё хуже и хуже. Иришка начала хандрить. Я виноват что ли? Я не для того их рожал, чтобы мучились всю жизнь…
Сами сёстры родителей ни в чём не винят. Приглашённые в студию эксперты дали понять: эвтаназия – это «ассистированное самоубийство», да и на американских врачей «надеяться не надо» – как, впрочем, и на китайских медиков, и на Швейцарию.
- Вы просто не туда обратились, – заявил генетик Евгений Лильин. – Есть методика, которая позволяет сегодня продлить свою жизнь до естественной старости, в окружении близких, родных людей. Эта методика создана несколько лет назад. Она прекрасно работает. На ваше (инвалидное) кресло надевается баллон с автоматом и вам «впрыскивается» кислород – всюду и везде.
Наталье желали «долгих лет жизни». Но вопрос, окажут ли какую-то помощь улан-удэнке, так и остался открытым. По словам самой Натальи Антоновой, многое в эфир не попало, а концовка оказалась скомканной.
- И самое обидное – объявление о сборе денег вырезали. А я ведь шла туда именно за помощью. Расстроена до слёз, – написала она на своей страничке в Facebook.