буддизм
7501

Жители Бурятии «украшают» деревья в Тунке пакетами, носками и влажными салфетками

Известный фотограф Светлана Целовальникова призвала земляков не захламлять святые места

фото: личная страница С. Целовальниковой в Facebook

Ещё весной Буддийская традиционная Сангха России (БТСР) обратилась к верующим с просьбой не вешать  хадаки и ленточки – зурам, сэмэлгэ, дарцог, хии-морин – на живые деревья. Это связали  с началом паломничества по святым местам и ритуальных обрядов – обоо. В БТСР пояснили, что полоски  из синтетической ткани практически не гниют, а нитки от них со временем распускаются и опутывают растительность как сети.

Полгода спустя жителей республики вновь призвали встать на защиту природы. Известный в Бурятии фотограф Светлана Целовальникова рассказала в соцсетях, что  недавно прошлась по Святой поляне в тункинском посёлке Аршан вместе с Даши ламой Шаглахаевым – настоятелем Хойморского дацана  «Бодхидхарма». Перед ними предстало печальное зрелище.  

- Можете «полюбоваться» на фото, всё видно. Многие должны задуматься над этими зрелищем. На деревьях висят целлофановые пакеты, носовые платки, даже пара носков, георгиевские ленточки, шнурки всякие, влажные салфетки... 
Хочется, чтобы у гостей нашей Бурятии остались очень приятные и тёплые воспоминания,  ведь в Тунку приезжают сотни туристов и паломников разного вероисповедания со всей страны и из-за рубежа, – отметила Светлана Целовальникова на своей страничке в Facebook.

По её словам, вдоль всех эколого-паломнических троп выложены пирамидки из камешек, а на деревьях развеваются разноцветные ленточки и хадаки.

- Многие из них так туго перевязаны, что с годами впиваются в стволы и ветки деревьев, которые со временем погибают. Даже небольшие кустики, связанные в такие «оковы», сгибаются под их тяжестью и на будущий год, наверняка, засохнут, – подчеркнула фотограф. –  В святых местах, как утверждает настоятель Даши лама, происходит соприкосновение мира людей и мира духов. Здесь нельзя шуметь и как-то неподобающе себя вести, просто так развешивать тряпьё на деревьях. Как раз тут-то и следует очистить разум от лишних мыслей и покаяться в грехах и дурных поступках. Но люди, не задумываясь, губят природу. Я тоже убеждена, что все благие намерения уничтожаются их же необдуманными действиями.

Совместно с администрацией района и руководством Тункинского нацпарка настоятель  дацана  «Бодхидхарма» намерен освободить деревья от лоскутков и тряпок и убрать пирамиды из камней.

-  Давайте будем беречь свою природу! Каждая капля воды, каждый листочек зелёного дерева и каждый цветок дают жизнь на земле,  – подчеркнула Светлана Целовальникова. –   Мы с Даши ламой обращаемся к жителям и гостям Бурятии, ко всем туроператорам, министерству по туризму и главам районов. Отправляясь к святым местам, обязательно прихватите с собой нож и ножницы, чтобы спасти хотя бы несколько деревьев, освободив их стволы и ветки от крепко завязанных ленточек. Каждый из нас должен начинать с себя.

Многие интернет-пользователи инициативу нашей землячки поддержали.

- Всё-таки безграмотный народ у нас. Когда люди что попало вешают на деревья, то сами делают себе плохо. Существует правило: если ткань, то она должна быть новая, только с края, где есть плотная часть. Всё остальное, кроме хадаков, не приносит добра, – написала одна из жительниц Бурятии в комментарии к посту.

А вот координатор добровольческого корпуса «Байкал» и известный общественник  Солбон Санжиев заявил, что деревья в Бурятии украшали испокон веков и традицию ломать не стоит.

-  От  этого деревья и лес не так сильно страдают, как от сплошных рубок. Лучше скоординироваться в этом направлении, –  считает он.

Отметим, у буддистов издревле существует обычай повязывать цветные ленты на деревья. Тем самым верующие отдают дань уважения духам местности. Однако оставлять хии-морин или хадаки необходимо только на окрепших деревьях и сучьях. На территории дацанов, как правило, есть специально отведённые места для вывешивания флажков.

Автор: Наташа Саган

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях