дети
21761

Игрушки как лучший друг и помощник в воспитании детей

Какие развивающие игрушки должны быть у каждого ребенка

В продолжение предыдущей статьи мы хотим рассказать, какую пользу несут развивающие игрушки вашему ребенку.

Для начала немного истории. Два с половиной столетия назад в немецком городке Бланкенбург появилось первое заведение для маленьких детей. Оно было призвано помогать родителям в воспитании детей, которых до той поры церковники учили с помощью розог, пытаясь усмирить непослушание. Однако основатель нового заведения педагог Фридрих Фрёбель придерживался совсем иных взглядов на детское воспитание.

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним», - Фридрих Фрёбель.

Заведение он назвал «детский сад», ведь дети нуждаются в уходе, подобно растениям. В детском саду у каждого ребёнка был свой сад — общий цветник и небольшая грядка. Девушек, которые работали с детьми, называли «детскими садовницами».

Фридрих Фрёбель родился в Германии в 1782 году. Он был шестым ребёнком в семье и рано осиротел — мать умерла, когда ему не исполнилось и года. Отцу было не до ребёнка, и мачехе, которая у него вскоре появилась, — тоже. За Фрёбелем приглядывали братья и сестры, но большую часть времени он проводил один. «Природа была мне школой, деревья, цветы — учителями», — вспоминал он.

Фрёбель понимал, как важны ребёнку забота и внимание. Дети играли в подвижные игры, пели (помимо книги «О воспитании человека» Фрёбель написал «Сто песен к играм в мяч»), изучали ремесла и садоводство. Педагог  придумывал для них стихи, песни, игры и игрушки, которые и стали первыми в истории развивающими пособиями.

Он назвал эти пособия «дарами». А также придумал разные варианты работы с ними. Назвал он их «формы жизни», «формы познания» и «формы прекрасного».

  • «Формы жизни» — когда ребёнок строит или изображает объекты реального мира: дома, дороги, реки, горы.
  • «Формы познания» — когда ребёнок с помощью тех же деталей изучает математические и физические свойства предметов: например, учится считать, определять упавший предмет по звуку, делить целое на части.
  • «Формы прекрасного» — когда ребёнок по нескольким простым правилам создаёт абстрактные предметы и узоры.

С тех пор развивающие игрушки стали одним из инструментов, с помощью которых дети познают мир, развивают навыки, мышление и воображение. Сегодня эти игры называют творческими, интеллектуальными, развивающими, логическими. Они помогают детям создавать новое и решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться.

Сегодня же потребности современных детей уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Каждый родитель удивлялся, как быстро малыш учится пользоваться телевизором, телефоном, компьютером. И при этом мы сталкиваемся с тем, что в школе ему трудно понять основы информатики или программирования. Да и простейшие правила грамматики не всем даются легко. А развивающие игры как раз дают основы логики, математики или даже информатики.

Например, после игр с палочками Кюизенера (описание которых ниже) ребенку легко ориентироваться в дробях. Легко и доступно он понимает, что один – это две половинки, или четыре четверти. Тогда как привычный способ запоминания количества (подсчет точек, яблок, счетных палочек) приучает к целостности чисел.

Однако недостаточно просто купить ребенку наборы «развивашек» и отдать в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка: дать ему возможность потрогать, перебрать, поиграть с ними.

Есть и определенные правила для родителей. Помогать выполнять задания нужно только устно. Нельзя требовать результата или критиковать действия малыша. Если он не может собрать ту или иную модель, значит, он просто пока еще не достиг нужного возраста. Ребенок сам должен на интуитивном уровне понимать, что от него требуется. Возможно, лучше подождать некоторое время. На первоначальном этапе необходимо избегать слишком сложных заданий. Помните, что игра должна приносить малышу радость. А когда мыслительные приёмы уже сформированы, эти игры можно применять и для решения сложных задач. Поэтому единственное, что требуется от взрослого, - это поощрять малыша, любые его действия. Такие игры хорошо влияют на совместную деятельность взрослого и ребенка, выявляют проблемы недопонимания и помогают их решить.

Виды развивающих игрушек

Блоки Дьенеша

Эти логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. По его задумке, в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Блоки Дьенеша прекрасно развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также  восприятие, память, внимание и воображение. Трехлетний ребенок может выполнять разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).

Палочки Кюизенера

Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные трем – синие.

Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее.

Дары Фрёбеля

Система усложняющихся пособий - «Дары Фрёбеля» - представляет собой символические элементы Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Они знакомят дошкольников с основными понятиями математики и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Позволяют также развивать речь: строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и другими.

Главное в методике «Дары Фрёбеля» – это проверка временем, ведь придумана она была более 250 лет тому назад и до сих пор находит свое применение в современном мире.

Игры Никитина

Уникальные игры были созданы почти полвека назад российскими педагогами-практиками Борисом Павловичем и Еленой Алексеевной Никитиными. «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр»  – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка.

Игры и пособия Никитина фактически не имеют возрастных ограничений. Начинать можно с 1 - 2 лет, а многие задания оценят и взрослые любители головоломок. Игры помогают легко освоить многие учебные темы до школы, успешно применяются и на школьных уроках, а также в работе с детьми с особенностями развития. В Западной Европе их широко используют для реабилитации больных и продления интеллектуальной активности в старческом возрасте.

Сказочные лабиринты игры Воскобовича

В России наибольшее признание получила игровая технология  интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Толчком к изобретению игр для Вячеслава послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Затем появились и методические сказки.

Про все эти игрушки любящий родитель легко найдет более подробную информацию в сетях Интернета. В следующей же статье мы расскажем о Вячеславе Воскобовиче и его методах воспитания. https://www.infpol.ru/194981-kak-uyti-ot-bezlikikh-kubikov-i-piramidok/

Все представленные в статье игрушки есть в ТРЦ «Учснаб» на Широких-Полянского, 23.

Редакция благодарит компанию «Учснаб» за помощь в подготовке статьи.

Автор: Светлана Сергеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях