В МУП «Управление трамвая» за 60 лет трудились несколько тысяч человек. Сегодня на предприятии работают около 600 человек. В преддверии юбилея предприятия познакомимся с некоторыми историями почетных ветеранов и ныне действующими сотрудниками МУП «Управление трамвая».
Улан-удэнцы были в восторге!
Именно такими словами вспоминает выход на линию самого первого трамвая Улан-Удэ ветеран труда Людмила Георгиевна ЗАХАРОВА, заслуженный энергетик Республики Бурятия.
Работу в Улан-Удэнском Управлении трамвая Людмила Георгиевна начала в 1962 году. То есть почти с того самого времени, как в столице Бурятии запустили электрический пассажирский транспорт.
– В 1958 году улан-удэнцы впервые увидели на улицах трамвай. Люди были в восторге! Ведь до этого дня трамвай ходил только в соседнем Иркутске. Так что в те дни все старались проехаться только на трамвае, – вспоминает Людмила Георгиевна. – Это был народный и любимый вид транспорта: светлый, большой, необычный!
Техническая новинка привлекла внимание многих. В училища и техникумы, где обучали специалистов трамвайного дела, буквально выстраивались очереди.
– Я пришла в трамвайное депо в 1962 году уже с технической специальностью – обучалась в железнодорожном техникуме, потом в ВСТИ. Поэтому меня сразу же взяли на должность дежурного электромонтера, затем перевели в мастера, – рассказала нам Людмила Георгиевна.
Несмотря на хорошую техническую подготовку, признается наша собеседница, в первые дни работа показалась ей необычной и даже непонятной.
– Трамваю нужен постоянный ток. Поэтому мы работали на тяговых подстанциях – огромных сооружениях, разбросанных по всему городу, – рассказала собеседница.
С должности мастера Людмила Георгиевна перешла в руководство всей энергослужбой трампарка – 18 лет была главным энергетиком предприятия.
– В целом отдала своему предприятию 46 лет. Много чего было за это время… Но в памяти остались только хорошие и приятные впечатления. Коллектив был очень дружный, все старались, работали, помогали и обучали. Да и сейчас друг о друге не забываем – обязательно встречаемся на праздники, – завершила свой рассказ Людмила Захарова. – С праздником, любимое Управление!
«Моя судьба»
Заслуженный работник ЖКХ Бурятской АССР Любовь Захаровна БАЛЯЕВА, ветеран труда, награжденная многими медалями, самой дорогой из которых считает «За трудовое отличие». Между прочим, военным аналогом этой награды является медаль «За боевые заслуги».
Пришла Любовь Захаровна в трамвайное депо совсем юной девушкой.
—Узнала, что при трампарке набирают учебную группу по подготовке вагоновожатых, — вспоминает Любовь Захаровна. — Так моей новой семьей и стал коллектив Управления.
Отучившись, вышла на линию. Произошло это в 1965 году. Сначала кондуктором, а потом вагоновожатой. И проездила Любовь Баляева по трамвайным кольцам Улан-Удэ целых 37 лет! Причем без единой аварии и ЧП, о чем свидетельствуют 4 (!) специальных знака «За безаварийную работу» 1-й степени.
— Нас хорошо обучали. Это очень ответственная работа — возить пассажиров. Улан-удэнцы в те годы предпочитали ездить именно на трамваях, — вспоминает Любовь Захаровна.
— Ходил он тогда по очень короткому маршруту: от ЛВРЗ до улицы Бабушкина. Но, тем не менее, пассажиров всегда было много. Помню, что особенный ажиотаж был, когда на стадионе проходили футбольные матчи.
Здесь же, на работе, Любовь Баляева встретила своего будущего мужа.
— У меня 5 дочерей, 14 внуков и 6 правнуков, — сообщила нам Любовь Захаровна. — Вот такая у меня большая семья! А начало ей было положено в тот день, когда переступила порог Управления, ставшего моим вторым домом.
Получите телефонограмму!
С этой фразы начался первый рабочий день в Управлении трамвая Галины Николаевны ДУБРОВСКОЙ. Поэтому ее запомнили, наверное, все, кто работал в 1959 году.
– Я пришла в Управление после работы на железной дороге, с участка «Слюдянка – Иркутск». Там были свои жесткие правила – если звонишь кому-то, надо обязательно сказать: «Примите телефонограмму. Передает Дубровская. Кто принял?». Вот и я, когда в первый раз позвонила на тяговую подстанцию, сказала такую фразу, – с улыбкой вспоминает Галина Николаевна. – А здесь-то так не принято. Поэтому мою фамилию запомнили все – спрашивали еще, а что это за Дубровская появилась, которая телеграммы передает?
Работу в Улан-Удэнском Управлении трамвая Галина Дубровская начала практически с того дня, когда в столице Бурятии запустили первый трамвай.
– Я хорошо запомнила тот день, когда по нашим улицам проехал первый трамвай. Об этом заранее предупредили по радио и в газетах. Поэтому на остановках скопилось столько людей! Сколько радости было в городе, ведь это было необыкновенно, просто чудо. До этого по Улан-Удэ ходили старенькие автобусы, к тому же редко, и сесть в них было практически невозможно, всегда забиты. А тут трамвай появился – просто цивилизация! Хотя первые вагоны были дребезжащими, холодными, люди все равно хотели проехаться именно в трамвае. А уж когда появились трамваи 605-ой модели, восторгу не было предела! – рассказывает Галина Дубровская.
Молодую железнодорожницу Дубровскую как специалиста назначили дежурной на тяговой подстанции.
– Это ртутно-выпрямительная подстанция. То есть мы «выпрямляли» переменный ток, чтобы подать энергию на трамвай. Потом появились другие – кремниевые, так как ртутные сочли опасными, – вспоминает Галина Николаевна.
С этим ртутным выпрямителем и приключалась история, которую можно расценить как настоящий подвиг.
– Первую подстанцию запускали москвичи. И вот ночью на формовке взорвался катод. Горячая ртуть разлетелась по всему помещению. Я тут же сообщила о ЧП. Прибежал московский наладчик, и мы вместе с ним буквально тазами собирали эту ртуть, – вспоминает наша собеседница. – Я об опасности паров ртути даже и не слышала. Поэтому все удивлялась, почему мастер меня прогоняет из помещения. Наладили, залили новую ртуть. Утром приходят сменщики, смотрят на меня в ужасе: «А почему ты вся «зеленая» стала?». Потом, когда в Ангарск отправили на обследование, выяснилось, что я отравилась ртутью. А московский наладчик вообще заболел.
Видимо, таких случаев по стране было немало. В 60-х годах все ртутные выпрямители убрали. Впрочем, даже об этом ЧП Галина Николаевна вспоминает сейчас с улыбкой.
– Когда говорят – градусник разбили, опасно, я тут же припоминаю, как на нашей подстанции ртуть тазами стояла, – говорит Галина Дубровская.
Сейчас дежурных на подстанциях уже нет. Все работы выполняются посредством телеуправления.
– Я проработала 30 лет. И ни одного дня не пропустила. Честно говоря, мы на работу шли как на праздник. Все нравилось: приборы, переключатели… Интересно же! И, самое главное, прекрасный коллектив, ну просто отменный! И до сих пор мы такими же дружными остались. Вот так нас работа сплотила! Спасибо за это, родное Управление. С праздником! – добавляет Галина Николаевна.
Мечта сбылась!
Валентина Александровна ШИВКОВА мечтала о том, что будет водить по улицам Улан-Удэ трамвайные вагоны.
— Не знаю уж почему, но я с самого детства мечтала о том, что стану водителем трамвая, — рассказывает Валентина Александровна. — В подростковом возрасте только об этом и говорила. Нравилось мне это! Родные даже забеспокоились, стали отговаривать. В конце концов, Валентина Шивкова поддалась на уговоры родственников и поступила в педагогический институт.
— Окончила физико-математический факультет. Стала работать дипломированным специалистом, — вспоминает Валентина Александровна. — Но… душа-то болит! Хочу быть водителем трамвая и все!
Неожиданно для всех Валентина Шивкова подала документы на обучение в училище, где и получила заветную корочку.
— Как я радовалась: моя мечта наконец-то сбылась! — с улыбкой вспоминает наша собеседница. — И когда в первый раз на линию вышла, была в приподнятом настроении.
Так с оптимизмом и работала Валентина Александровна 20 лет на любимой работе — с 1980 по 2000 год.
— Мне очень нравилось водить тяжелую машину, ездить по улицам. А еще любила общаться с пассажирами. Сейчас все объявления делает «автомат», а раньше мы, водители, и остановки сами называли, и абонементные билеты продавали. Помните, как раньше пассажиры стучались в дверь к водителю и просили продать абонемент? Вот такое общение мне и нравилось, — подмечает женщина.
Хотя, признается ветеран, работа была очень сложной. И на дорогах приходилось быть внимательной, особенно когда поток машин вырос, и трудиться от зари до зари.
— Вставали мы в 4 часа утра: трамваи — это ранний вид транспорта. Недаром говорят: «Мы будим город по утрам». После работы, пока кассу сдашь, пока по абонементам отчитаешься, не заметишь, как ночь наступит. Мы часто до двух ночи в депо задерживались. В итоге возвращались со смены домой тогда, когда город начинал просыпаться. Но я все равно была очень довольна! — смеется ветеран.
Инга Цыкунова, старший ревизор по безопасности движения, работает с 1997 года:
— Безопасность движения — понятие большое и емкое. В первую очередь это профилактика, работа с водительским составом. У нас работают водителями больше 120 человек. Нужно с каждым человеком провести беседу по безопасности движения. Кроме того, наш отдел считается контролирующим органом. Ревизор должен знать все о ходовой части вагона, тормозной системе, контактной сети, состоянии рельсов. Но во главу угла ставится все-таки профилактика ДТП. Мы ведем учет происшествий, анализируем их, ведем приемку экзаменов у молодых водителей и т. д. В связи с важностью нашей работы и широким спектром полномочий наш отдел подчиняется непосредственно директору. Сюда я устроилась кондуктором. С годами, прочувствовав всю работу трампарка на себе, поднялась до должности старшего ревизора. В работе мне нравится непрерывность движения. Трамвай повышает статус города, благодаря такому транспорту город выглядит солиднее и живее. Да и уровень безопасности в трамвае намного выше, чем в каком-либо другом транспорте. Желаю Управлению динамики, развития и движения!
Жанна Ефимова, начальник участка движения, работает с 1997 года:
— Я пришла на работу в «Управление трамвая» диспетчером, пройдя большой конкурс. Прошла стажировку. И вот наступил первый рабочий день. Как сейчас помню, это было 25 апреля. Тогда диспетчерская была на конечной остановке в 40-м квартале, находилась в жилом доме. Было очень волнительно, в то же время очень интересно! Мне очень помогли советами центральный диспетчер, более опытные коллеги, ветераны. Работала диспетчером, потом центральным диспетчером, далее повысили до начальника участка движения. Работа диспетчера требует максимум внимания, сосредоточенности, собранности. От диспетчера зависит бесперебойное движение трамваев. Часто бывают экстренные ситуации (аварии, ДТП и т.д.), в которых счет идет на минуты. Поэтому самое сложное в нашей работе — оперативно и правильно принять решение. Вообще могу сказать: самая большая ценность — это коллектив, который как большая семья. Всегда выручат, поддержат словом и делом, это очень ценно. А еще приятно, когда пассажиры приходят с благодарностью в адрес предприятия. Из самых приятных событий в работе могу отметить период, когда построили Богатырский мост. Тогда я разработала схему движения новых маршрутов №1 и №2. Хотелось бы пожелать родному предприятию дальнейшего развития, как того требует время. Надеюсь, что в будущем разработаем новые маршруты в 100-е кварталы, Энергетик, на Левый берег.
Владимир Лубсанов, мастер участка, работает с 2011 года:
— У меня в подчинении почти 40 человек, мы занимаемся ремонтом вагонов трамвая, изготавливаем необходимые запчасти. Трамвай меня привлекает как вид транспорта, это самый необычный из всех представленных у нас в городе. Я хотел сюда попасть на работу и попал, втянулся и вот уже который год работаю. Сам процесс ремонта — это различные задачи, которые мы решаем совместно с коллективом. Трамвай — это признак развитого общества, это будущее. Мне нравится наш очень дружный коллектив, это люди, с которыми приятно работать. Мы часто выезжаем на совместные спартакиады, праздники. Хотелось бы пожелать коллегам здоровья, чтобы работа была в радость!
Нина Копылова, кондуктор, работает с 1995 года:
— Пришла работать в Управление и, можно сказать, задержалась на 20 с лишним лет. Мне нравится моя работа. Моя мама также работала в трампарке, правда, она была водителем. Я с детства ходила сюда, любила на трамвайчиках кататься. Ведь это самый удобный транспорт для нашего города. Люблю общаться с пассажирами, которые заходят с шутками-прибаутками, готовы всем дарить кусочек своего счастья, с ними и поговоришь, и посмеешься от души. Желаю нашему трамваю процветания, хороших путей и дорог, большого количества пассажиров, чтобы мы продолжали радовать горожан!
Ирина Месяцева, водитель трамвая, работает с 2011 года:
– Я с детства мечтала выучиться на водителя трамвая, и вот исполнила свою мечту. У каждого водителя есть свой трамвай, на котором он работает. Но иногда нам меняют вагоны, зависит от многих моментов: от диспетчера, от явки на работу. Раньше у меня был старый вагончик, 48-й. Сейчас пересела на более новую модель, подружка попросила, пока находится в декретном. В нашей работе главное – не терять концентрацию и внимательность, быть погруженным в процесс управления трамваем. Я спокойно отношусь к сложности дорожного движения, к водителям автомобилей, которые зачастую мешают движению. Трамвай – это в первую очередь экологически чистый транспорт. В нем проще добираться до места в условиях заторов на дороге, удобнее ехать в отличие от тесных маршруток. Желаю нашему Управлению трамвая процветания, больших успехов в развитии, чтобы появились новые линии и новые маршруты.
Ольга Овчинникова, электродиспетчер, работает с 1986 года:
– Если в общих словах, то моя работа заключается в подаче электроэнергии на контактную сеть. К нам поступает высокое напряжение, наше оборудование его понижает, выпрямляет и подает на контактную сеть для питания трамваев. Самое сложное в моей работе – это ответственность за жизнь людей, которых ты допускаешь к работе, и, соответственно, за свою. Наша работа связана с риском для жизни. А самое интересное, что каждый год я узнаю что-то новое в своей специальности. Скучать на нашей работе некогда, потому что все время работает голова. Мы должны быть оперативными, чтобы в короткие сроки решить любую задачу. Например, чтобы не простаивали вагоны, не пострадали люди и оборудование было в целости и сохранности. Трамвай для нашего города значит очень много. Обилие общественного и личного транспорта затрудняет движение, а трамвайчик бежит быстрее. Такой транспорт, безусловно, нужен городу, потому что город без трамвая уже не город. Своим коллегам желаю здоровья, чтобы материальное благополучие повышалось, счастья в семье и работе прибавлялось и чтобы правительство не забывало об Управлении трамвая.
Аюна Бартанова, специалист службы контроля, работает с 2015 года:
– Наша служба проводит проверку кондукторов на линии. Самое сложное в моей работе – это проблемы с неадекватными пассажирами, которые проявляют агрессию. Самое же интересное – это опять же общение с пассажирами, адекватных ведь большинство. Трамвай – это экологичный вид транспорта, он дарит горожанам разнообразие, без него будет намного скучнее. Хотелось бы, чтобы расширили ветки на Восточный, в сотые кварталы. А так с годами у нас постоянно происходят изменения, привносится что-то новое и позитивное. К примеру, установили валидаторы для оплаты проезда при помощи пластиковых карт, смонтировали камеры видеонаблюдения. Работа у нас сложная и интересная, у каждой службы свои трудности и радости, так что я пожелаю всем нам терпения, хорошего настроения!
60 лет нам – подарки Вам!
В юбилейный год МУП «Управление трамвая» провело ряд праздничных мероприятий – конкурсы профессионального мастерства «Лучший водитель», конкурс детского рисунка для маленьких горожан, тематическая встреча в библиотеке им.Калашникова. На этом сюрпризы от предприятия не закончились. 19 декабря в трамваях пройдет акция совместно с Master Card – пассажирам будет предложено поучаствовать в викторине и ответить на вопросы об истории и развитии городского электрического транспорта. Победители викторины получат возможность получить проезд в трамвае бесплатно на 3 месяца! До конца декабря определится юбилейный 1 миллиард 723 миллионный пассажир – именно столько горожан перевезено трамваем Улан-Удэ за 60 лет! Юбилейный пассажир получит памятный подарок от предприятия. Счастливчиком может стать каждый – достаточно просто выбирать для поездок трамвай! 16 декабря многие пассажиры получат в подарок фирменные поздравительные открытки. И не забудьте включить 16 декабря в 18.00 телеканале «Тивиком», где пройдет показ фильма об истории улан-удэнского трамвая. МУП «Управление трамвая» благодарит пассажиров за выбор экологически чистого транспорта!
Юрий Валерьевич Санжанов, директор МУП «Управление трамвая»:
Уважаемые пассажиры, работники и ветераны МУП «Управление трамвая»!
Трамвай занимает важное место в транспортной системе нашего города вот уже 60 лет! Трамваи предназначены для массовой перевозки пассажиров, являются экологически чистым, социально ориентированным видом транспорта.
МУП «Управление трамвая» — это стабильно работающее предприятие. В коллективе трудятся настоящие профессионалы своего дела и, что важно, люди неравнодушные, душой искренне переживающие за общее дело.
Хочу выразить слова благодарности нашим ветеранам, которые стояли у истоков предприятия, были с ним во времена становления, помогли пережить тяжелые 90-е годы. Это люди, которые заложили традиции качественного и самоотверженного труда, честного отношения к делу, те традиции, которые сейчас перенимаются действующими сотрудниками.
Сегодня мы стараемся создать комфортные условия для наших пассажиров, для их удобства и безопасности. За последние три года мы смогли переломить негативный тренд по уменьшению пассажиропотока. С 2015 года количество перевозимых пассажиров ежегодно увеличивается. Считаю, что это показатель того, что горожане, пассажиры, нам доверяют и ценят наш труд.
Поздравляю наших уважаемых ветеранов, работников предприятия и пассажиров с 60-летним юбилеем! Желаю семейного благополучия и здоровья! Предприятию желаю процветания, стабильного роста, благодарных пассажиров, обновления подвижного состава, появления новых маршрутных сетей в юго-западной и юго-восточной частях города! Мы работаем на благо Улан-Удэ и Республики Бурятия!