Композиция бурятского скульптора Даши Намдакова «Хранитель Байкала» всё-таки появилась на Ольхоне – несмотря на протесты общественников и местных жителей. Её привезли на остров в разобранном виде на прошлой неделе,7-го декабря, а установили три дня спустя. Об этом сообщил в своей статье «Над Байкалом сгущается тьма» известный иркутский эколог и орнитолог, кандидат биологических наук Виталий Рябцев. В публикации подробно описываются бедствия, которые обрушились в последние годы на священное озеро – от сокращения водоохранной зоны со всеми вытекающими до инициатив иркутских бизнесменов, несущих гибель байкальской природе.
- Заголовок статьи ассоциируется с «Властелином колец». И надо же такому случиться, но именно сейчас на берегу Байкала появилось зримое воплощение мордорских чудовищ, – охарактеризовал статую Виталий Рябцев.
Фото самой композиции опубликовал в соцсетях иркутянин Иван Хажеев. Напомним, «Хранитель Байкала» – совместный авторский проект арт-фонда Даши Намдакова в Москве и галереи Виктора Бронштейна – иркутского мецената. Изначально творение всемирно известного мастера планировали разместить на самой высокой точке Ольхона – мысе Хобой – осенью 2017-го. Сообщалось, что открытие скульптуры состоится в рамках международного Байкальского экологического водного форума в сентябре. Позднее сроки сдвинули на октябрь, а потом – и вовсе на неопределённый срок
«Хранитель» не мог обрести пристанище больше года. В конце ноября СМИ сообщил, что его хотят разместить в ольхонском посёлке Узуры. А неделю назад там начали ездить грузовые машины и появился фундамент под статую. Портал «Бабр 24» писал, что установка композиции вблизи посёлка начнётся уже через несколько дней.
- Её привезут на остров по частям и уже на месте будут собирать, – подчёркивает издание. – Фундамент установлен у уреза воды на скале. В результате повреждён грунт. К тому же сам участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. То есть на него распространяется охранный режим, который запрещает практически любое строительство.
Однако, как отмечает портал, «это никого не волнует».
- И.о. директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (Умар Рамазанов – прим. авт.) лично дал согласие на установку скульптуры, уверяя, что она поспособствует продвижению бережного отношения к Байкалу. Отмалчивается и природоохранная прокуратура. Им присылали запрос, просили проверить законность строительных работ с использованием тяжёлой техники в водоохранной зоне. Однако прокуратура этого делать не торопится, – пишет «Бабр 24».
В ситуацию решил вмешаться общественники. Недавно представитель движения «За священный Байкал» Андрей Ершов, который активно выступал против установки скульптуры ещё год назад, направил в «соответствующее ведомство» письмо с просьбой обратить внимание на происходящее и «провести проверку законности».
Сам же Даши Намдаков, который минувшим летом принял участие в программе «Мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ, подчеркнул: порой дискуссия вокруг его творения была «очень горячей».
- Я прекрасно понимаю этих людей. Я вообще очень деликатный и не конфликтный, но у каждого своя правда. Сейчас просто выжидаю и не предпринимаю никаких действий по этому поводу. Недавно встречался с Хамбо ламой (Дамбой Аюшевым, главой Буддийской традиционной Сангхи России – прим. авт.) и он сказал: давай поставим «Хранителя Байкала» на бурятской стороне. Мне эта идея тоже нравится, но это всё должно утрястись как-то само собой, – считает мастер. – Понимаете, если эту скульптуру не взорвут, не расплавят, не закопают в землю или не утопят на дне водоёма, то она простоит две тысячи лет. Бронза – вечный материал, поэтому мы никуда не спешим. Я по-буддийски решил, что «Хранитель Байкала» должен сам собой найти себе место и встать там, а будет это на Ольхоне или на бурятском берегу – уж как сложится.
Отметим, в июне 2017-го года шаманы провели на Ольхоне обряд и духи «разрешили» людям поставить на крупнейшем острове Байкала искусственное древо. Однако ольхонцы всё равно почему-то не в восторге от такого «подарка».