В конце ноября Счётная палата провела проверку и выяснила, что средства, выделенные на охрану Байкала в рамках федеральной целевой программы, были потрачены неэффективно и не дали необходимых результатов. Речь идёт о сумме в 8,4 миллиарда рублей.
Как выяснилось, из девяти показателей ФЦП в 2015-м году удалось достичь шесть, в 2016-м – семь, а в 2017-м – лишь четыре. Причин тому несколько. Во-первых, не соблюдаются сроки введения объектов в эксплуатацию – за три года построили только пять сооружений из семнадцати. Во-вторых, всё ещё остро стоит проблема с полигонами. Их катастрофически не хватает как в Бурятии, так и в соседней Иркутской области. А объекты переработки твёрдых коммунальных отходов (ТКО) на обоих берегах Байкала и вовсе отсутствуют.
Крайне сложно обстоит и ситуация с ликвидацией отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. За три года – с 2013-го по 2015-ый – на эти цели выделили почти 2,9 миллиарда рублей, но в 2016-м году почти всю сумму вернули обратно в казну. Лишь на проектно-сметную документацию потратили 131 миллион. Правда, использовать эту ПСД невозможно, поскольку она нуждается в корректировке.
В Счётной палате пришли к неутешительному выводу: экологическая обстановка на Байкале не только не улучшилась, но продолжает ухудшаться. Ранее в дело вмешалось Минприроды России. А теперь подключилась ещё и Байкальская природоохранная прокуратура. Надзорное ведомство пообещало проверить выводы Счётной палаты о неэффективности программы.
- Мы проведём проверку в первом полугодии 2019-го года, – сообщил байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков на пресс-конференции 18-го декабря.
Правда, комментировать реализацию ФЦП до того, как станут известны результаты этой проверки, глава ведомства отказался – лишь отметил, что «не все мероприятия выполняются». Иногда, по мнению прокурора, это происходит «по объективным причинам», сообщает «Интерфакс».
Начальник отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Светлана Ермаченко подчеркнула: один из негативных факторов, которые имеют серьёзное значение для священного озера – слабо организованный туризм.
- На Байкальской природной территории зарегистрировано более тысячи рекреационных объектов и большинство из них – нелегальные, – отметила Ермаченко.
По её словам, свыше 90 процентов туристических баз, расположенных на байкальском побережье, массово нарушают закон и игнорируют запреты – «начиная с незаконного строительства под видом жилых домов и заканчивая сливом стоков в негерметичные септики и не соблюдением норм пожарной безопасности». С начала года прокуратура направила в суды 73 иска и 48 из них уже рассмотрели. Деятельность 30 объектов приостановили, два снесли. Такая же участь ждёт ещё семь.
- Речь идёт именно о турбазах, а не о жилых домах, как пытаются представить ситуацию некоторые заинтересованные лица. Мы проводим проверки только в отношении предпринимателей, – добавила Светлана Ермаченко.
При этом бо́льшая часть нарушений приходится на Иркутскую область – юг и западный берег Байкала. Именно там находятся популярные у туристов посёлок Листвянка, побережье пролива Малое море и остров Ольхон.
- В Бурятии (север и восточный берег Байкала – прим. «Интерфакс) регистрируется в 30 раз меньше нарушений. Но там и объектов турбизнеса меньше, и концентрация их ниже, и развитие идёт не так бурно, – пояснила представитель прокуратуры.
«За такие деньги можно было бы ещё один Байкал вырыть!»
Куда делись огромные деньги, направленные на охрану «жемчужины Сибири», остаётся только гадать – чем, собственно, и занялись интернет-пользователи. Несколько недель назад в популярном паблике «Борщ» «ВКонтакте», где насчитывается более шести с половиной миллионов подписчиков, появился знаменитый мем с Мэттью Макконахи – тот самый, где он сидит за столом с разведёнными руками и искренне чему-то удивляется.
Надпись наверху гласит: «Программа по охране Байкала находится под угрозой срыва: за четыре года на неё потратили 8 400 000 000 рублей, а экологическая обстановка только ухудшилась». Чуть ниже создатели мема заявили: «За такие деньги можно было бы ещё один Байкал вырыть!». А один из комментаторов признался: сначала ему показалось, что 8 400 000 000 – это номер телефона.
Другие посетители паблика справедливо заметили: «Можно было украсть деньги, потратить их, а потом сказать, что программа под угрозой срыва». «Плакать хочется от таких новостей», «Словно кто-то головой о калькулятор ударился!», «Я подумал, что это расстояние до солнца», «Зато обстановка в карманах у чиновников улучшилась», – острили участники сообщества. Отметим, только за первые двое суток этот пост собрал более 7 тысяч «лайков» и свыше 200 «перепостов».