дети
9892

Итальянцы всё чаще усыновляют детей из Бурятии

За последние два года из-за бедности родителей в республике вдвое выросло число «отказников» и «подкидышей»

Фото: pixabay.com

Почти месяц назад россияне отметили светлый и добрый семейный праздник – День матери. Женщина, подарившая жизнь ребёнку, воспета в стихах и песнях, ей посвящено немало картин и фильмов. О тех же, кто с рождения не познал материнской любви, мы стараемся говорить меньше. Ведь это история невесёлая, неприятная. 

Многодетная мама отказалась от четвёртого

8-месячный Буянто неприветливо хмурит бровки при виде незнакомца. Он попал в дом ребёнка «Аистёнок» совсем младенцем и привык слышать и видеть только здешний персонал. При них он активен, весел и ласков. Любознательный Буянтоша, как его здесь называют, раньше других малышей научился садиться и вставать, держась за опору, любит ползать и вкусно покушать. Едва услышав мелодию, непоседа с улыбкой начинает двигаться. 

Если Буянтоша найдёт любящую семью, то может вырасти крепким и счастливым, невзирая на диагноз / Публикуется с разрешения руководства специализированного психоневрологического дома ребенка «Аистенок».

Малыш Буянто – «отказник». Родился в срок, но с врождённым пороком развития головного мозга. Для его мамы это была четвёртая беременность. Женщина решила, что не справится, если в семье появится ещё один человек, к тому же больной. 

- В заявлении мать указала, что отказывается от сына в связи с трудными жизненными обстоятельствами, - говорит главврач специализированного психоневрологического дома ребёнка Галина Косыгина. – Патология мальчика не поддаётся никакой медицинской коррекции, и, как она проявится в дальнейшем, сказать сложно. А пока он укладывается в свои возрастные рамки по физическому и психическому развитию. У некоторых детей этот диагноз протекает незаметно, и они вырастают обычными людьми. Как правило, отказные дети быстро от нас уходят в семьи, но Буянто, к сожалению, кандидаты не хотят брать из-за его диагноза. 

На первый взгляд, малыш совершенно здоров. У него нет физических дефектов и странностей в поведении. Но, узнав диагноз Буянтоши, потенциальные родители сменяют умиление на холодность. 

- Если у него до трёх лет не будет серьёзных отклонений, мешающих ему самостоятельно себя обслуживать, то он отправится в «Малышок». Если будут, то попадёт в «Ровесник» (переименован в дом-интернат «Журавушка». – Прим. авт.) - для детей-инвалидов с психическими расстройствами, - говорит Галина Косыгина. 

Быть может, этому славному мальчику придётся провести в таких учреждениях всё своё детство. А возможно, его примут в семью и благодаря родительской заботе и любви он вырастет обычным, только гораздо более счастливым ребёнком. 

Сама без денег, сама ребёнок

Каждый год в среднем 4 000 россиянок отказываются от своих новорожденных детей. В Бурятии, по данным Минздрава республики, за последние несколько лет вдвое сократилось число случаев отказа от новорожденных. Так, в 2014 году оно составило 22 случая, «подкидышей» - 13. К 2016 году их количество сократилось до 6 и 3 детей соответственно. 

Снизить столь печальную статистику удалось за счёт профилактической работы, которая проводится в последние годы, уверены в Минздраве. С роженицами в роддомах всё чаще работают психологи, а их сопровождение ведётся с учётом особенностей психологии женщин в послеродовом периоде. 

Однако за последние два года всё же произошёл резкий скачок больше чем в два раза, и в доме ребёнка оказались 13 «отказников» и 7 «подкидышей». В абсолютных цифрах никакого роста нет, считает Галина Косыгина, ведь несколько лет назад рождаемость упала, а сейчас, наоборот, растёт. 

Как бы то ни было, несмотря на профилактическую работу с будущими мамами, многие из них всё же не готовы к материнству – из-за невозможности содержать ребёнка. Кроме того, в этом году три роженицы отказались от новорожденных по причине своего несовершеннолетия. Девочки 15 - 17 лет сами ещё находятся под опекой. 

В двух других случаях матери отказались от своих малышей без объяснения причин. Однако, по данным органов опеки и попечительства, эти женщины лишены родительских прав в отношении предыдущих детей. 

Чем болеют наши дети?

Самыми распространёнными проблемами со здоровьем у детей, из-за которых от них отказываются родители, становятся врождённые пороки развития и перинатальное поражение центральной нервной системы. Ребёнок, требующий особенного ухода и дорогостоящего лечения, становится обузой для родных, и забота о нём ложится на плечи государства. Со всей республики такие новорожденные отправляются в Улан-Удэ – в дом ребенка «Аистенок». 

- Ещё несколько лет назад брали только здоровых детей, а сегодня всё чаще по разным формам устройства принимают малышей с различными отклонениями, - говорит Галина Косыгина. – Сейчас приёмные родители занимаются лечением и реабилитацией. В Улан-Удэ у нас есть приёмная семья, взявшая двоих детей-инвалидов. Конечно, это возмездная форма устройства ребёнка, но от этого выигрывают обе стороны – и родители, и дети. Возмездные формы – это хорошая мотивация от государства, но и здесь нужен строгий контроль, чтобы это не превратилось в какую-то меркантильную историю. 

Но пособия и доплаты мотивируют не всегда. Если в течение года россияне не проявляют интерес к детям из федерального банка данных, то их предлагают иностранным усыновителям. У них, стоит отметить, наши малыши пользуются спросом. 

Так, из «Аистёнка» за границу уходит 2 - 3 ребёнка в год. Последние пять лет, как подчёркивает руководство учреждения, за детьми из иностранных граждан к нам обращаются только итальянцы. Из других регионов ими активно интересуются Якутия, Забайкальский край, Челябинская и Белгородская области. Берут малышей также москвичи и наши соседи из Иркутска. 

Проверка на истинность намерений

Как правило, если малыш не имеет серьёзных патологий, то уже через месяц пребывания в «Аистёнке» его забирают в новую семью. Но его будущие родители, прежде чем встретиться с ним и принять решение, проделывают большой путь. 

Процесс этот не быстрый. 

- Но так даже лучше, - считает Галина Косыгина. - Любой сбор документов раздражает людей: одна справка цепляется за другую, одна делается быстро, другая – недели. При этом некоторые справки годны в течение месяца. Но, на мой взгляд, это правильно. Если было бы всё легко и быстро, то и возвратов было бы больше. 

Сам выбор ребёнка также становится тяжёлым испытанием. Иногда, после долгого «бумажного» пути, приходя в дом ребёнка, родители отказываются от задумки - признают, что не готовы. Проверка на истинность намерений отсеивает лишних.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях