Человек года 2018
9608
1

Чистая душа бабушки Надежды

Жительница Бурятии восстановила утраченный музей и открыла детскую площадку

Фото: Анастасия Аюшеева

В Селенгинском районе бабушка одна воспитывает внуков, восстанавливает музеи района и открывает детские игровые площадки. Такие люди живут в селе. Таким людям мы говорим «спасибо».

 В наших деревнях живут неравнодушные, сильные духом и красивые душой сельчане. Эта мысль  еще раз подтвердилась во время поездки по селам республики. В селе Тохой мы нашли уникальную женщину, которая болеет за историю и развитие села.

Надежде Галдановой в мае исполнится 80 лет. Родилась она в селе колхозника сельхозартели имени Ворошилова. Ее отец Радна Цыденович был сыном загустайского казака, одним из организаторов сельхозартели «Улан Ахар», работал председателем, бригадиром полеводческой бригады. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны. А мама Жигмит Данзановна всю жизнь проработала в колхозе и умерла, когда Надежде было 13 лет. Наблюдая за жизнью и работой своих родителей, маленькая девочка с детства впитала любовь к труду и родному дому.

В 18 лет она окончила местную школу и поступила в Кяхтинский сельскохозяйственный техникум, получив специальность бухгалтера. Уже на родине она четыре года проработала по специальности и дальше могла успешно продолжать карьеру. Однако задорный характер вывел девушку на другие вершины. Многие в селе помнили, как маленькая Надежда выступала, пела и танцевала. Она была участником народного ансамбля песни и танца «Селенга», лауреата многих смотров художественной самодеятельности. В течение 20 лет являлась руководителем фольклорного ансамбля «Аксурга», затем руководителем фольклорного ансамбля «Сэнхир хадаг».

Великолепные организаторские качества заметили в руководящем эшелоне района, и ее назначили заведующей клубом. В те времена местный клуб считался большим для села, туда для выступлений постоянно приезжали известные и творческие люди не только со всей республики, но и со всей страны.

- Тогда я была требовательной к себе и к коллективу. С утра до ночи работали. Днем никогда не сидели. Каждый раз куда-то выезжали, организовывали, -  вспоминает Надежда Галданова.

В советское время она избиралась депутатом. А с 2003 года стала работать библиотекарем в местном училище, а также немного преподавала бурятский язык.

«Некогда было отчаиваться…»

Если трудовая биография складывалась позитивно, то в личной жизни Надежды Раднаевны много страшных трагедий.

- С мужем Сергеем Цыренжаповым прожили совместно только 15 лет. Я вышла замуж в 20 лет. Мы родили троих детей. Но позже он заболел и ушел из жизни, - в небольшой комнате у себя дома, показывая семейный фотоальбом, начинает рассказывать о личном женщина.  

В ходе разговора оказывается, что детей сейчас в живых нет.

-  Одна воспитывала троих детей. Все стали хорошими людьми, профессионалами своего дела. Старший сын - строитель БАМа, второй сын работал на Гусиноозерской ГРЭС, дочь в Бурятском театре оперы и балета - балериной. Все дети тоже ушли из жизни. Остались внуки, правнуки. В 1996 году умерла невестка. Старший сын Сергей после ее смерти заболел, его сердце не выдержало утрату. В 2003 году он ушел из жизни. Оставил детей. Я с ними до сих пор. В 2007 году умер младший сын. Они с женой ездили на заработки. Там его скинули с четвертого этажа. Дочь Лариса умерла от рака в 2009 году. Был четвертый внук. Он утонул на Щучьем озере. Пошел собирать мусор, увидел, как дети стали тонуть, пошел их спасать и сам утонул, - тяжелая минута молчания, Надежда Раднаевна словно заново переживает страшные моменты прошлого.

Сегодня она воспитывает внуков и семерых правнуков. Женщина признается, что у одного из внуков плохое зрение -20. Но операцию делать на глаза пока нельзя, так как сначала нужно вылечить сетчатку глаза. Денег у бабушки нет. Вся работа – на общественных началах. Спасает только пенсия.

- Несмотря на все трудности, я всегда работала. Всю себя отдавала детям, внукам, работе. Некогда мне было отчаиваться и сидеть на месте, - говорит Надежда Галданова.

Знакомит с историей

Сорок лет назад в селе случился сильный пожар. Загорелось деревянное здание колхоза имени Ленина, в котором находился первый музей села. Несмотря на опасность, некоторые вещи Надежде Галдановой удалось спасти. Долгое время они хранились на складе колхоза и в ее доме. Некоторые экспонаты передали местной школе. Но какие-то ценности безвозвратно потеряны.

- Я помню, в музее хранились красивое инкрустированное седло, добротная домашняя утварь. Что-то впоследствии по крупицам собрали, но многое все-таки потеряно, - говорит женщина.

Ее односельчанка Нина Нимаева, член совета ветеранов поселения Загустайское Селенгинского района, рассказала нам, что именно Надежда Галданова решила возродить исторические ценности села и открыть музей при администрации поселения.

- Для меня было откровением, когда она рассказала, что как-то сохранила многие экспонаты. Знаю секрет, так она мне тогда сказала, - поведала нам Нина Нимаева. - История села Тохой сама по себе интересная. И сегодня Надежда Раднаевна всеми возможными способами помогает сохранить историю села. Человека с таким горячим сердцем, жизненным тонусом хочется познакомить с молодыми односельчанами и жителями республики. Хочется, чтобы все знали, что в нашем селе живет настолько искренний и радеющий за родную деревню человек. Согласитесь, сегодня это большая редкость.

Сама Надежда Раднаевна стесняется приписывать себе все почести. Она рассказывает, что в возрождении музея ей помогали многие односельчане. Собранные материалы ей помогли распечатать на баннерах, кто-то делился утварью, мужчины мастерили шкафы, столы и стулья. Правда, люди признаются, что видели, как часто пешком она таскала вещи для музея. В итоге несколько лет назад, кроха по крохе, ей удалось восстановить историю села.

На вопрос, для чего все это ей нужно, она скромно отвечает:

- Я сильно уважаю своих колхозников, сельчан. Хочется, чтобы дети знали нашу историю. Помнили о наших людях, как в селе работали во время войны, в тылу и как добивались победы.

В этом году Надежда Галданова помогла местной школе к 100-летию открыть музей «История школы». Знакомясь с этапами ее жизни, понимаешь, что руки этой женщины умеют созидать и с легкостью восстанавливать утраченное. Еще один показательный пример этому - ее помощь в восстановлении Загустайского дацана «Дэчин Рабжалинг», чья история берет начало с 1784 года.

«Как можно сидеть дома?»

Этим летом женщина организовала строительство детской площадки. Когда она увидела, как много маленьких детей живет на ближайшей улице, поняла, что им негде играть. Женщина сразу решила взять инициативу в свои руки. Теперь на огороженной территории есть горки, беседки, красивые животные и качели.

- Я не представляю, как можно сидеть дома. Мне даже жалко моих сверстников, которые уехали в города и просто сидят дома, не ходят никуда и болеют. Душа требует, наверное, чтобы чем-то быть занятой. И правда. Мне говорят: зачем все это тебе? Не знаю, надо. Человек в жизни должен что-то делать для общества, - по-простому отвечает Надежда Галданова и задорно улыбается.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях