Дорожный фонд в составе республиканского бюджета с 2012 года. Средства фонда формируются из акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Деньги из фонда направляются на проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт, ремонт и содержание автодорог и мостов. Ранее дорожное хозяйство финансировалось из общих доходов бюджета республики. Сколько средств выдавалось – столько и использовалось. А сейчас неиспользованные деньги фонда переходят на следующий год.
Однако несколько лет подряд в Бурятии не осваиваются средства Дорожного фонда. Более миллиарда рублей не освоено в 2016-м году, почти 500 млн рублей - в 2017-м. Причину сложившейся ситуации обсудили на Совете Народного Хурала. В рамках контрольных полномочий парламента депутаты обсудили реализацию в 2016-2017 году закона «О Дорожном фонде Республики Бурятия».
Исполняющий обязанности и.о. министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Александр Назимов сообщил, что с каждым годом в республике увеличивается протяженность автомобильных дорог и количество искусственных сооружений. На 1 января 2018 года протяженность автодорог составила 14840 км, в том числе федерального значения – 835 км, регионального – 3591 км и местного значения – 10413 км. В 2016 году объем фонда составил 4 185 млн рублей, в 2017-м – 5 528 млн рублей. Однако в полном объеме средства не осваиваются. Ситуация повторяется из года в год. Как пояснил и.о. министра, причины - в позднем поступлении средств и подписании государственных контрактов на эти работы, слабый контроль со стороны муниципальных заказчиков. Главная же проблема - отсутствие в Бурятии крупных строительных подрядных организаций, имеющих опыт дорожных работ. По сути, тендер выигрывает та организация, которая предложила меньшую сумма.
- Бывают нерадивые компании, которые заходят на торги, не имея опыта работы, материальных и трудовых ресурсов, в надежде каким-то чудом выполнить госконтракт, - отметил Александр Назимов.
Одним из крупных подрядчиков многие годы был «Икат плюс», который выполнял ремонтные работы методом «холодного ресайклинга». Данная технология, напомним, позволяет в несколько раз сократить расходы на ремонт автодорог. В 2016-2018 годах компания выигрывала госзаказ на выполнение ремонтных работ этим методом. Однако из-за банкротства справилась только с частью работ. Повторный аукцион провели в сентябре 2017-го, однако по технологическим причинам, ремонт перенесли на 2018 год. Из-за недобросовестного выполнения были расторгнуты контракты и с другими подрядчиками.
Депутаты поинтересовались: почему таких подрядчиков не включают в реестр недобросовестных исполнителей?
По словам Назимова, многие дорожные компании можно было включить в такой список.
- Но мы останемся ни с чем. Мы с ними работаем, воспитываем, помогаем. Здесь нужна взвешенная политика, чтобы наши местные компании не разорялись, а учились работать, набирались опыта, - ответил о.и.министра.
Вместе с тем Александр Назимов подчеркнул, что всё же есть тенденция к улучшению.
- Подрядные организации видят, что Дорожный фонд достаточно стабильный, средства из него выделяются. Поэтому тоже стараются развивать собственные основные фонды, производство, покупают технику, обучают свой персонал. Например, в Иволгинском районе сдали асфальтобетонный завод, - рассказал исполняющий обязанности министра.
Депутат Народного Хурала Геннадий Доржиев обратил особое внимание на два моста в Джидинском районе, которые не могут достроить в течение трех лет.
- Ситуация острая. Были случаи, когда люди падали с моста, движение ночью закрывали. Там только несколько блоков стоит сегодня и все, работы нужно довести до конца, - подчеркнул депутат.
Председатель Народного Хурала Владимир Павлов, подводя итоги заседания, отметил, что в дальнейшем необходимо работать над увеличением финансирования Дорожного фонда, минтрансу более тщательно подходить к выбору подрядных организаций, обращать внимание на качество работ, стараться своевременно осваивать средства и проводить торги.
По итогам заседания Совета Народного Хурала были приняты рекомендации Правительству Бурятии.