Мы продолжаем рассказ о буднях уголовного розыска советских времен. На этот раз нашим собеседником стал Николай Багулов, который прошел все ступени службы МВД – от постового до начальника РОВД.
Гастролер из Иркутска
Как оказалось, азам оперативной работы молодого сотрудника учил легендарный Леонард Чикаш.
- В те годы главной проблемой Советского района стали карманные кражи, - вспоминает подполковник Багулов. – В Улан-Удэ то и дело наведывались гастролеры из других регионов. «Работали» они обычно в районе рынка, универмага, на площади Советов.
Чикаш и научил Николая Багулова тому, как безошибочно вычислять карманников в толпе.
- Помню одно из первых своих задержаний. Шли по рынку вместе с Леонардом Чикашом. Он приостановился и указал мне на одного парня, обрати-ка, мол, внимание. Взяли его под контроль, «ведем». И точно – через несколько минут он лезет в сумку к женщине. Как только вытащил кошелек, мы его и взяли – Чикаш за одну руку, я за другую. По парню просто какая-то дрожь прошла, - рассказывает Багулов. - Уже в отделе выяснилось, что молодой человек только что освободился из колонии. Возвращаясь из Приморья, решил «поработать» в Улан-Удэ. И тут же попался.
Вскоре полученные навыки помогли Багулову уже лично провести задержание группы «гастролеров» из Иркутска.
- Нам сообщили о краже возле «Товаров для женщин». Вышли на место, засекли подозрительного мужчину. Дождались, когда он полезет в карман, и задержали, - вспоминает наш собеседник. - Однако вор был опытным и, сообразив, что его «ведут», успел избавиться от кошелька, молниеносно «переложив» его в карман проходившей мимо женщины. Однако это его не спасло. Вора опознали потерпевшие. Поняв, что попался, карманник с горечью сказал: «Эх, зря я в Улан-Удэ приехал».
Задержанный был профессиональным вором из Иркутска. На этот раз он решил организовать эдакий «выездной мастер-класс» для молодых карманников, которых взял с собой. Группа воров в первые часы пребывания в Улан-Удэ, пройдясь от железнодорожного вокзала до площади Революции, похитила четыре кошелька. На последнем и попались.
«Мужик, у тебя все есть!»
Другой проблемой Советского РОВД, и особенно Заречного отделения, стали кражи на дачах.
- Как только люди выезжали с дач, как в их дома лезли воры. Вытаскивали буквально все! Никакие замки не помогали – грабители просто выламывали двери, - вспоминает Николай Николаевич.
Воры обнаглели до такой степени, что стали позволять себе различные «вольности».
- Был случай в одном из садоводств. Хозяин, съезжая с дачи, оставил в доме записку: «Не трогайте дом! У меня ничего нет». Вскоре он решил наведаться на дачу. Подходит – дверь выломана. Забегает в дом и просто теряет дар речи – все жилище заставлено чужими диванами, креслами. И записка: «Мужик, теперь у тебя все есть!». Оказалось, что воры обворовали всех его соседей и притащили похищенное к нему в дом. Такая вот «шутка» от воров, - вспоминает Багулов.
Тогда-то Багулов впервые и применил «ноу-хау» - ввел в состав подразделения отряд конной милиции.
- Специального подразделения не было. Я договорился с гурульбинцами, чтобы они давали нам лошадей. На них патрульные прочесывали местность. Одновременно с ними работали автопатрули, - рассказывает собеседник.
Такая плотная профилактика дачных поселков вскоре дала результаты. Кражи на дачах пошли на спад.
С двумя шапками
В 80-х, а затем и в 90-х годах настоящим бичом Улан-Удэ стали срывы шапок. Думаем, все помнят, что в те годы на улицах орудовали грабители, то и дело срывавшие с женщин песцовые и норковые шапки. Чтобы сохранить уголовный убор, многие шли на хитрость, пришивая к шапкам специальные ленты, которые крепились на тело. Иногда это действительно помогало.
- Возле «Прогресса» вор сорвал шапку с женщины. Она не растерялась и тут же сама сорвала с грабителя его шапку. С ней в руках она и прибежала в РОВД. Начали составлять протокол и замечаем, что у потерпевшей на спине висит ее шапка. Выяснилось, что она была у нее на лямках. Грабитель шапку-то сорвал, да унести не смог. Так она с двумя шапками и оказалась, - с улыбкой вспоминает сотрудник.
«За тобой я приехал!»
Не все истории заканчивались столь благополучно. Было много сложных и очень запутанных дел, связанных с гибелью людей. В конце 80-х годов на Левом берегу было обнаружено тело парня. Его убили ударами ножа, а потом зарыли в дорожную колею.
- Личность погибшего установили быстро. Определили круг подозреваемых, вышли на двух братьев, с которыми дружил покойный. Но… У старшего было железное алиби, а младший сидел в тюрьме за «хулиганку», - вспоминает сотрудник милиции.
Казалось, версия рассыпается. Однако Николай Багулов все-таки взял семью на подозрение.
- Я отправился на Урал - в колонию, где сидел младший брат. Увидев его, тут же ему в лоб и сказал: «Из Улан-Удэ за тобой приехал. Не жалко было друга убивать?»,– вспоминает оперативник.
Растерявшийся уголовник «поплыл». В чистосердечном признании указал, что убил друга в драке. Поняв, что наделал, спрятал тело и специально сел в тюрьму, рассчитывая, что так он будет вне подозрений.
Убийство студентки
Но особенно врезался в память оперативника жуткий случай, произошедший в начале 80-х годов. В районе Селенгинского моста было обнаружено тело молодой женщины, завернутое в плащ. Что самое страшное, без рук и конечностей.
- Это было громкое ЧП – убийство с расчленением. Поэтому Москва взяла преступление на особый контроль. К нам даже приехали столичные следователи, - вспоминает Николай Багулов.
Однако дело раскрыли местными силами. Сыщикам удалось выяснить личность погибшей, ей оказалась студентка одного из городских вузов.
- Были опрошены сотни свидетелей – может, что говорила девушка, о чем-то рассказывала. Так мы узнали, что накануне гибели студентка сообщила друзьям о том, что у нее есть знакомый, обещавший помочь с курсовой работой. Это и стало ниточкой, позволившей раскрыть преступление, - рассказывает подполковник Багулов.
В ходе следствия оперативники вышли на младшего научного сотрудника, работавшего в том же институте и за вознаграждение писавшего курсовые.
- Вышли на этого молодого человека, опросили соседей, узнали, что у него есть автомобиль. В нем были обнаружены следы крови. Под тяжестью улик работник института рассказал, что студентка действительно приходила к нему домой с просьбой написать работу, - вспоминает оперативник.
Визит учащейся закончился трагически. Сотрудник института изнасиловал студентку, а потом задушил. Расчленив тело, вывез останки на машине на городской пляж и бросил их в воду. После того как были установлены все детали ЧП, дело передали в суд.
Справка infpol.ru
Николай Николаевич Багулов пришел в милицию в 1980 году, сразу после службы в армии. Начал работу с патрульно-постовой службы Советского РОВД. Был постовым, милиционером-водителем, командиром отделения. В 1984 году переведен в УГРО инспектором уголовного розыска. Был оперативником, старшим оперуполномоченным. Затем был назначен на должность заместителя начальника Заречного ОМ, позже начальником Иволгинского РОВД. Затем возглавил Советский РОВД. На пенсию ушел в звании подполковника милиции.