Каждый день, идя по своим делам, мы, как правило, шагаем по одному и тому же пути, не задумываясь, что под нашими ногами покоятся чьи-то кости. Неудивительно, скажете вы, ведь земле миллионы лет, возведенных в степени. Однако все же задумайтесь, а не за этим ли переулком когда-то принял мучительную смерть ваш предок. О самых крупных и известных местах погребения умерших нам рассказал известный краевед Алексей Тиваненко.
Восьмитысячелетнее кладбище
Вся наша земля перенасыщена костями зверей и, естественно, человека. Бурятия не исключение. Первые люди начали появляться здесь примерно 100 тысяч лет назад. Однако где они хоронили или съедали умерших, неизвестно, так как костей того периода на территории республики не осталось. Но, как оказалось, самое древнее захоронение, что было найдено, находится на Шишковке.
- В овраге было найдено древнее захоронение каменного века. Там лежали два человека, а рядом с ними нефритовые топорики, наконечники стрел. Возраст их насчитывает примерно семь тысяч лет. Очень большое захоронение находится в устье реки Селенги, где сейчас построили мост через реку, возле деревни Фофоново. Там раскопано примерно 300 могил - начиная с раннего этапа каменного века и заканчивая ранним средневековьем, - рассказывает Алексей Тиваненко.
Из этого следует вывод, что около восьми тысячелетий это место служило кладбищем на протяжении нескольких этапов человеческой истории.
- Больше таких кладбищ не имеется. Это связано с одной древней эвенкийской легендой о том, что человек, умирая, в лодке плывет вниз по течению реки и выплывает в потусторонний мир. Вот у нас потусторонний мир считался в районе деревни Фофоново. Археологи даже выделили целый этап и назвали его фофоновским, - делится краевед.
Находка в подвале
По словам Алексея, могил бронзового века у нас не перечесть. В районе села Ошурково даже сохранились следы раскопанных погребений кочевников - скотоводов Бурятии. Могилы бронзового века сохранились на станции Медведчиково, в поселке Восточном - в каждой пади по значительному кладбищу. Следы поселений бронзового века есть на улице Октябрьской.
- Около 15 лет назад один житель углублял подполье и нашел древнее кострище, а возле него каменные орудия труда и обломки посуды из глины. На улице Почтамтской, где сейчас гостиница «Бурятия», находили каменные орудия труда, обломки посуды возрастом ближе к средневековью, - поясняет Тиваненко.
Тоской острожной
Первые казаки обосновались в устье реки Уды. Первое казачье кладбище образовалось примерно в 1670 году. Устроили его на месте, где сейчас находится лесопромышленный колледж, а рядом стояла часовня, потому как христианам полагается лежать возле церкви.
- Это захоронение вплотную поступало к стенам острога. Кладбище расширялось, а затем стало отходить все ниже к современному рынку. Когда в 1960 году стали строить рынок, было найдено много захоронений. А два года тому назад при раскопках стены Удинского острога нашли гробы, которые представляли собой выдолбленные из полого дерева колоды - в них клали покойника и закрывали второй колодой, - объясняет эксперт.
В то время доски сложно было найти, поэтому при жизни человек изготовлял себе из колод гроб. Бытует молва, что пожилые люди на всякий случай даже ложились туда спать.
Когда кладбищенское место было заполнено, на месте теперешнего Одигитриевского собора построили церковь, и уже около нее начало формироваться второе кладбище.
- Когда там делали новый пристрой, постоянно находили скелеты. А при раскопках внутри собора нашли могилу священника во всем облачении и с крестами. Естественно, служителей церкви хоронили внутри самого храма, - комментирует мужчина.
Указ императрицы
Затем вышел указ Екатерины II о том, что все улицы и переулки должны быть под прямыми линиями, а вторым условием был запрет на захоронение в городе. Таким образом, у нас появилось новое место захоронения - проспект Победы. В то время эта гора была пустым местом. Поскольку население разрасталось, люди начали селиться за Удой, на казачьей станице. Им тоже нужно было свое кладбище. Выбрали место, где сейчас стоит Вознесенская церковь (бывшая Троицкая церковь). Там возникло уже третье кладбище.
Гражданская война
В Улан-Удэ на станции Дивизионная имеется и кладбище иностранных военнопленных.
- Там жило около 45 тысяч военнопленных и еще 750 тысяч здесь, в Верхнеудинске. Это был один из самых больших лагерей военнопленных Первой мировой войны. И именно около танкового полигона они и устроили кладбище, - говорит эксперт.
При отступлении Колчака в 1920 году у людей появилась возможность похоронить своих погибших товарищей. Тогда было устроено несколько братских захоронений, одно из которых находится около главного корпуса БГУ, а второе - в горсаде.
Останки под каждой шпалой
В период репрессий (1937 - 1938 годы) было арестовано около 30 тысяч человек. Арестовывали целыми семьями и в массовом порядке расстреливали.
- Один палач рассказывал, что арестованных заводили в двухэтажный каменный дом на улице Линховоина. Раньше там был Центр восточной медицины. В советское время это был орган НКВД, кстати, сейчас около него стоит памятник репрессированным. После ареста до момента расстрела проходило не более 15 минут. Люди успевали сказать только ФИО и им сразу оглашали приговор, даже не давали возможности что-то сказать. Дело в том, что из Москвы поступало распоряжение, что в таком-то году, к примеру, 15 тысяч человек должно быть расстреляно, - объясняет он.
Таким образом, расстреливали потом и в других местах. Дом культуры ЛВРЗ тоже стал местом гибели целой группы людей. При постройке общежития, что находится через дорогу от памятника Николаю Петрову, было найдено большое количество захоронений репрессированных.
- По рассказам еще одного палача, в Медведчиково, где 100-е кварталы, есть глубокое ущелье. Там было расстреляно все первое правительство Бурятской АССР. Правда, Ербанова расстреляли в Москве, а вот остальных ночью увозили малыми партиями в этот карьер, расстреливали и закапывали, - объясняет Алексей Тиваненко.
На Левом берегу по дороге на Богородский остров находился филиал тюрьмы, куда часть заключенных увозили на допросы и расстрелы. Когда-то в районе Вознесеновки стоял лагерь, его заключенные строили железную дорогу на Наушки. По воспоминаниям строителей, если собрать всех умерших от этого непосильного труда, то под каждой шпалой можно найти останки человека.
Танцы на костях
В эпоху великих строек со всего Советского Союза прибыли рабочие для возведения мясокомбината, авиазавода, стеклозавода и т. д. Раньше они были на большом расстоянии друг от друга, а дополнительной «перегородкой» служил лес. В отличие от сибиряков, приезжие были непривычны к нашим условиям жизни (климат, недостаток йода в почве, клещи…), поэтому часто заболевали и умирали.
- Стали расти местные кладбища. На ЛВРЗ появилось свое отдельное кладбище - оно находилось там, куда выходит улица Амбулаторная. Сейчас ближе к Новому мосту видны кресты. У строителей авиазавода было свое кладбище по Хоринской трассе, напротив поселка Восточный, в одной из ложбин хребта, - повествует краевед.
Как оказалось, в нашем городе было и еврейское кладбище - на Левом берегу за Удой рядом с православным захоронением. Раньше в районе горсада на месте школы № 1 располагалось мусульманское кладбище. Может быть, поэтому ходят слухи, что школьники и учителя часто видят здесь призраков.
Городское кладбище раньше было очень большим, в одной части оно было перегорожено, там хоронили людей, не состоявших в приходах церквей.
- Получается, три кладбища было только на этой горе. В годы советской власти там решили построить парк отдыха. Была танцевальная площадка, играл духовой оркестр, люди отдыхали. В прямом смысле можно сказать, что плясали на костях. Почти так же как в Кяхте, только один вид отдыха сменяется другим. Там снесли кладбище и устроили футбольное поле. Порой из земли появлялись черепа, и мальчишки гоняли их вместо мячика, - рассказывает Алексей.