Профессия наизнанку
4692
4

«Если красиво улыбаться, то можно получить хорошие чаевые»

Официант поведал, что на самом деле творится на кухнях улан-удэнских ресторанов, как их «накалывает» начальство и что приходится «впаривать» клиентам

Фото: pixabay.com

«Информ Полис» продолжа­ет цикл анонимных исто­рий специалистов разных от­раслей. Они покажут обрат­ные стороны своих профессий, о которых мало кто знает. 

Как правило, официант не та про­фессия, где человек задерживает­ся на всю жизнь. Однако при хоро­ших условиях и такое возможно. Но в беседе с сотрудником одного из ресторанов нам удалось узнать, что в нашем го­роде таких условий практически нет. Маленькая зарплата и нестабильный график рано или поздно заставляют человека оставить работу официанта. Но только ли это бывает причиной увольнения? 

Никто из персонала надолго не задерживается. Это касается и официантов, и барменов, и даже ад­министраторов. Первые — это чаще всего студенты, которым не хватает денег на жизнь. О каком-то карьерном росте прак­тически никто не мечтает. Работа времен­ная, нервная. Человек здесь задерживает­ся максимум на год-два. 

Карьерного роста добиться прак­тически невозможно. Если кто-то отработал несколько лет разносчи­ком, то в дальнейшем он может подни­маться «вверх» и уже пробовать себя в роли администратора или управляющего. Наработанный опыт позволяет это сде­лать. Но вопрос в том, что начальство тво­их перспектив как будто и не замечает. А на должность повыше чаще берут своих родственников или хороших знакомых. 

Длительное время приходится работать только «за еду». Зарпла­ту любят задерживать. Можно два месяца работать бесплатно, а потом спро­сить у начальства: «Где моя зарплата?». Они примут это за «наезд» и ответят: «Если что-то не нравится, то иди работать в дру­гое место». И понимая, что в случае прере­каний тебя могут уволить, приходится не­определённое время продолжать работать «за еду». 

Часть чаевых приходится отда­вать начальству. Эти деньги – твоя неофициальная зарплата. И несправедливо, что 20% приходится отда­вать заведению только ради того, что ты в нём работаешь. Правда, не везде и не всег­да так. Иногда прячем деньги в карманы, но иногда за моментами выдачи чаевых чётко наблюдают администраторы, кото­рые и взимают с тебя «дань». А, между про­чим, некоторых официантов только чае­вые и спасают. Ведь в праздничный день при наличии особо щедрых гостей можно заработать тысяч семь-восемь. 

Штрафуют за мелкие провинно­сти. Сюда относятся грязная оде­жда, оторванная пуговица, небреж­ный вид. Ну или администратору может показаться, что ты что-то не так сказал клиенту или вовремя не предложил меню. Хотя сам гость тебе и слова не сказал. Во­обще начальство любит поорать, делать пустяковые замечания и редко бывает чем-то довольно. Но на то оно и началь­ство. 

Самое ужасное, когда приходит­ся навязывать блюда. К приме­ру, на кухне стоит борщ, у которого вот- вот закончится срок годности. Вместо того чтобы вылить его в помои, тебе нужно на­вязывать его всем клиентам подряд. По­рой это выглядит глупо. Например, чело­век заказал макароны с сосиской, а ему приходится с улыбкой говорить: «У нас есть вкусный борщ. Не желаете попробо­вать?». И если удалось «впарить» гостю это проблемное блюдо, то тебе зачтут это боль­шим плюсом. 

Часто гости начинают конфлик­ты с пустого места. Нередко мож­но услышать от них такие фразы, как «не так подали», «не так положили», «я этого не заказывал» и «ну что вы так дол­го?». Хотя все эти замечания по большей ча­сти должны напрямую относиться к пова­рам. Но официанту приходится достойно принимать всё на себя и покорно извиняться. Бывало, когда официант в таких случа­ях срывался и начинал громко объяснять, что не виновен. Конечно, это прямой путь к увольнению. 

Между залом и кухней отноше­ния всегда напряжённые. Я не знаю, с чем это связано, но это практически везде так. Официант орёт на повара, повар — на официанта. А потом страдает весь персонал, потому что пова­ра готовят для всех. И здесь повар может так приготовить, что сам это есть не за­хочет. А всё из-за того, что как-то раз вы поспорили, но прощения никто ни у кого не просит. Ваш конфликт так и будет длиться до тех пор, пока один из вас не уволится. 

График работы не всегда ста­бильный. Иногда студенты, устраиваясь на подработку, ока­зываются обманутыми фразой «у нас гиб­кий график». Работать приходится и в свои выходные, когда кто-то заболел или решил подмениться. А отработав двое су­ток, на третьи уже не получается выхо­дить весёлым и энергичным. 

К большому числу клиентов ре­стораны редко бывают готовы. Начальство всегда настроено на большое число гостей. Но когда их и вправду приходит много, оказывается, что к этому никто не готов. Не хватает посадочных мест, приборов, еды, сотруд­ников и так далее. Администраторы ра­дуются, что пришло так много гостей, но не замечают, с какими трудностями стал­киваются официанты. Они просто разры­ваются, потому что вынуждены обслужи­вать большое количество столов. Часто что-то не доносят в суете или путают. На работе приходится задерживаться на не­сколько часов, но за это не доплачивают. 

Улыбаться приходится, когда даже совсем не хочется. Такая работа. Если красиво улыбаться, то можно получить хорошие чаевые, так сказать, «за красивые глазки». Да и со стороны начальства замечаний в таком случае будет меньше, даже если ты ниче­го не делаешь, а просто ходишь по залу с улыбкой. Но работа официанта не из тех, на которой искренне хочется улыбаться. Поэтому если вы видите перед собой офи­цианта, который с улыбкой подаёт вам меню, знайте, скорее всего, она натянута. 

Если вы хотите рассказать о под­водных камнях вашей профессии, пишите на press@infpol.ru с пометкой «Другая сторона профессии».

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях