«Информ Полис» продолжает цикл анонимных историй специалистов разных отраслей. Они покажут обратные стороны своих профессий, о которых мало кто знает.
Как правило, официант не та профессия, где человек задерживается на всю жизнь. Однако при хороших условиях и такое возможно. Но в беседе с сотрудником одного из ресторанов нам удалось узнать, что в нашем городе таких условий практически нет. Маленькая зарплата и нестабильный график рано или поздно заставляют человека оставить работу официанта. Но только ли это бывает причиной увольнения?
Никто из персонала надолго не задерживается. Это касается и официантов, и барменов, и даже администраторов. Первые — это чаще всего студенты, которым не хватает денег на жизнь. О каком-то карьерном росте практически никто не мечтает. Работа временная, нервная. Человек здесь задерживается максимум на год-два.
Карьерного роста добиться практически невозможно. Если кто-то отработал несколько лет разносчиком, то в дальнейшем он может подниматься «вверх» и уже пробовать себя в роли администратора или управляющего. Наработанный опыт позволяет это сделать. Но вопрос в том, что начальство твоих перспектив как будто и не замечает. А на должность повыше чаще берут своих родственников или хороших знакомых.
Длительное время приходится работать только «за еду». Зарплату любят задерживать. Можно два месяца работать бесплатно, а потом спросить у начальства: «Где моя зарплата?». Они примут это за «наезд» и ответят: «Если что-то не нравится, то иди работать в другое место». И понимая, что в случае пререканий тебя могут уволить, приходится неопределённое время продолжать работать «за еду».
Часть чаевых приходится отдавать начальству. Эти деньги – твоя неофициальная зарплата. И несправедливо, что 20% приходится отдавать заведению только ради того, что ты в нём работаешь. Правда, не везде и не всегда так. Иногда прячем деньги в карманы, но иногда за моментами выдачи чаевых чётко наблюдают администраторы, которые и взимают с тебя «дань». А, между прочим, некоторых официантов только чаевые и спасают. Ведь в праздничный день при наличии особо щедрых гостей можно заработать тысяч семь-восемь.
Штрафуют за мелкие провинности. Сюда относятся грязная одежда, оторванная пуговица, небрежный вид. Ну или администратору может показаться, что ты что-то не так сказал клиенту или вовремя не предложил меню. Хотя сам гость тебе и слова не сказал. Вообще начальство любит поорать, делать пустяковые замечания и редко бывает чем-то довольно. Но на то оно и начальство.
Самое ужасное, когда приходится навязывать блюда. К примеру, на кухне стоит борщ, у которого вот- вот закончится срок годности. Вместо того чтобы вылить его в помои, тебе нужно навязывать его всем клиентам подряд. Порой это выглядит глупо. Например, человек заказал макароны с сосиской, а ему приходится с улыбкой говорить: «У нас есть вкусный борщ. Не желаете попробовать?». И если удалось «впарить» гостю это проблемное блюдо, то тебе зачтут это большим плюсом.
Часто гости начинают конфликты с пустого места. Нередко можно услышать от них такие фразы, как «не так подали», «не так положили», «я этого не заказывал» и «ну что вы так долго?». Хотя все эти замечания по большей части должны напрямую относиться к поварам. Но официанту приходится достойно принимать всё на себя и покорно извиняться. Бывало, когда официант в таких случаях срывался и начинал громко объяснять, что не виновен. Конечно, это прямой путь к увольнению.
Между залом и кухней отношения всегда напряжённые. Я не знаю, с чем это связано, но это практически везде так. Официант орёт на повара, повар — на официанта. А потом страдает весь персонал, потому что повара готовят для всех. И здесь повар может так приготовить, что сам это есть не захочет. А всё из-за того, что как-то раз вы поспорили, но прощения никто ни у кого не просит. Ваш конфликт так и будет длиться до тех пор, пока один из вас не уволится.
График работы не всегда стабильный. Иногда студенты, устраиваясь на подработку, оказываются обманутыми фразой «у нас гибкий график». Работать приходится и в свои выходные, когда кто-то заболел или решил подмениться. А отработав двое суток, на третьи уже не получается выходить весёлым и энергичным.
К большому числу клиентов рестораны редко бывают готовы. Начальство всегда настроено на большое число гостей. Но когда их и вправду приходит много, оказывается, что к этому никто не готов. Не хватает посадочных мест, приборов, еды, сотрудников и так далее. Администраторы радуются, что пришло так много гостей, но не замечают, с какими трудностями сталкиваются официанты. Они просто разрываются, потому что вынуждены обслуживать большое количество столов. Часто что-то не доносят в суете или путают. На работе приходится задерживаться на несколько часов, но за это не доплачивают.
Улыбаться приходится, когда даже совсем не хочется. Такая работа. Если красиво улыбаться, то можно получить хорошие чаевые, так сказать, «за красивые глазки». Да и со стороны начальства замечаний в таком случае будет меньше, даже если ты ничего не делаешь, а просто ходишь по залу с улыбкой. Но работа официанта не из тех, на которой искренне хочется улыбаться. Поэтому если вы видите перед собой официанта, который с улыбкой подаёт вам меню, знайте, скорее всего, она натянута.
Если вы хотите рассказать о подводных камнях вашей профессии, пишите на press@infpol.ru с пометкой «Другая сторона профессии».