история
7933
4

Операция «Улусы»: Как 75 лет назад калмыки подверглись депортации

28 декабря 1943 года вышло постановление СНК СССР о выселении калмыков в Сибирь

Фото: А. Ян

К сожалению, в Бурятии мало кто знает, почему в братской Калмыкии так мало населения. Около трехсот тысяч жителей этой степной республики легко вместились бы в наш Улан-Удэ. Еще меньше в нашей республике знают о том, что послужило этому причиной 75 лет назад. 

При слове «репрессии» мы в Бурятии чаще всего вспоминаем о раскулаченных семьях и расстрелянных за «панмонголизм» политиках и ламах. В Улан-Баторе даже есть свой музей памяти жертв репрессий. В небольшом деревянном домике в основном списки фамилий, фотографии и под ними горят лампады-зула. Там болит сердце еще и от рассказов о том, как был репрессирован каждый пятый монгольский бурят. Целые бурятские села остались без взрослых мужчин. Одинокие женщины с детьми вынуждены были просить помощи в забое скота в соседних селах у халха-монголов. Тогда мне казалось, что нет более печальных воспоминаний чем эти. Оказалось, есть. В Калмыкии эти воспоминания вызывают шок. Как такое было возможно? Вспоминался мой дедушка, сосланный с раскулаченной семьей в Красноярский край и репрессированные в Монголии эмигрировавшие родственники. Трагедиями не мерятся, но в Элисте отчетливо видишь, что  все же масштабы репрессий в Бурятии были не столь чудовищны как в Калмыкии. 

Обвинили весь народ

Дезертиров на войне хватало всегда. Как и предателей, независимо от национальности. Почему же целые народы, такие как калмыцкий или крымских татар обвинили в этих грехах? Элиста несколько месяцев была под немецкой оккупацией. Но это не значило, что все местные жители сотрудничали с оккупантами. Бургомистром Элисты немцы назначили белоэмигранта Бембю Цуглинова. Фашистское командование назвало один из корпусов «калмыцким» также как и легион «татарским» или создали так называемую «Русскую освободительную армию». 

При этом калмыки добросовестно воевали в Красной Армии. По переписи населения СССР 1939 года калмыков насчитывалось 134 402 человека. Большая часть жила в Калмыцкой АССР, в соседних областях по 8-9 тысяч калмыков. На ВОВ призвали 25 747 калмыков. Каждый третий из них погиб на фронте. Для маленького народа такие потери почти невосполнимы. Прибавьте к ним насильственную депортацию и ликвидацию республики. 

27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Назавтра, 28 декабря — постановление о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. 

Обвинили в предательстве

Операция по депортации калмыков носила кодовое название «Улусы». Во все дома, где проживали калмыки, вошли сотрудники НКВД СССР и объявили, что по Указу ВС СССР все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие родине. На сборы давали не больше часа. Странно, что жен другой национальности репрессировали вместе с мужьями, а калмычек, вышедших замуж за некалмыков, на учёт не брали. Учет калмыцких семей проводился накануне под видом выявления скрывающихся в хотонах парашютистов, диверсантов и бандитов. 

Трагедия была еще и в том, что многие калмыки плохо знали русский язык. Растерявшись от неожиданности, они не взяли с собой теплую одежду и продукты. И это стоило им жизни еще в дороге. 

- Многих выселили без вещей и по другим причинам. Например, при посадке на машины сопровождавшие солдаты-конвоиры просто выбрасывали чемоданы и мешки с вещами, чтобы разместить больше людей…Многих калмыков выслали, когда они находились вдали от своего очага по производственным делам, в командировках. Печальная участь постигла многих каспийских рыбаков. Большая группа приморских калмыков, в основном мужчины, подверглась выселению непосредственно с рыбных промыслов: без денег, без самых обиходных, а главное, без теплых вещей, все оставив дома, на суше. Потом в Сибири многие из них долго мыкались, месяцами разыскивая свои семьи и не имея возможности с ними соединиться. А за это время многие престарелые их родители, малые дети, да у некоторых и жены без мужской опеки в холодных товарняках и морозной Сибири умерли и сгинули в неизвестности – вспоминал писатель Тимофей Бембеев в автобиографической повести-хронике «Дни, обращенные в ночи». 

Бежали за хозяевами

Для калмыков, как и для бурят главное богатство – скот. Кочевники знают, как умны домашние животные и как привязаны к хозяевам. 

- Ох, как скорбно и тоскливо, печально и жалобно мычали коровы, блеяли овцы, ржали лошади, плакали верблюды: от этой какофонии становится жутко и страшно, в жилах стынет кровь, можно сказать, волосы становятся дыбом - писал писатель А.Балакаев. 

Он в рассказе «Выслан навечно» вспоминал, как за своими хозяевами, грубо согнанными в грузовики, гурьбой бросился скот. Как до последнего дыхания бежали собаки и замертво падали на рельсах. Оставшихся без хозяев животных из калмыцких хозяйств передали соседним областям и  Украинской ССР. Но без должного ухода и нехватки животноводов калмыцкий скот начал массово вымирать. 

В ликвидированной Калмыцкой республике даже заменяли названия улусов и их центров, а также отдельных населенных пунктов. 

Три этапа

Первый этап депортации прошел в Калмыцкой республике, откуда выселили 93139 калмыков. На втором этапе в марте 1944 года дошла очередь до Ростовской области, где был свой Калмыцкий район — 2684 человека. В июне 1944 года третий этап депортации пришел в Сталинградскую область - 1173 калмыка. Тогда же завершающим этапом стала демобилизация более 15000 калмыков, воевавших на фронте. 

Первые смерти

Калмыков-«спецпереселенцев» со всех сел и городов привозили к железной дороге и сажали в вагоны — «теплушки по 40−50 человек, разместив в два яруса. 47 сформированных таким образом эшелонов повезли калмыков на восток. За две недели пути люди умирали сотнями от холода, голода и болезней. 

- Предчувствие чего-то страшного, нереального не обманет мать моей бабушки, когда умрет от голода и холода Аркашка. Когда будут отдирать от холодного пола вагона труп ее брата, когда люди, точно мухи, будут падать со вторых полок замертво, на головы сидящих внизу и когда она с ужасом увидит, что половина людей в вагоне уже не спит и не шевелится – пишут калмыцкие дети по рассказам своих старейшин. 

Мемориальный комплекс «Исход и возвращение» в Элисте состоит из такого вагона на рельсах. В их конце табличка с отрывком из стихотворения Давида Кугультинова со словами: 

Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашёл друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских,

Средь щедрейших в мире

Деливших с нами

И судьбу и хлеб. 

–  Мало того, что из нас сделали врагов народа! Распускали слухи, что калмыки-людоеды! – вспоминала наш гид в Элисте – но сибиряки вскоре разобрали нас по домам и мы сдружились со многими. 

Но и ссылка не могла сломить дух калмыков. Они пытались достучаться до властей, доказать несправедливость их решения. Более того, историки приводят слова бывшего председателя Калмрыбакколхоза Д.Андраева в беседе со спецкомендантом: 

- Многие калмыки просят о возвращении на родину. Поэтому мы написали письмо товарищу Сталину с предложением о присоединении к Бурят-Монгольской АССР и Халх-Монголии для создания единой союзной республики в составе СССР. 

Только через 13 лет ссылки автономию калмыцкого народа указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года восстановили. Но часть районов республики так и остались в соседних областях. Вместе с возвращавшимися в Калмыкию ее жителями из сибирской ссылки приехало и несколько бурятских семей. Наши калмыцкие коллеги обещали найти нам земляков, пустивших корни в братской республике. 

Потеряли более половины

Общее число выселенных калмыков составляло около 120 000 человек. О какой рождаемости в ссылке можно говорить? 67600 человек погибло к 1959 году. Получается, что калмыцкий народ за время депортации потерял более половины. В первые послевоенные годы в СССР  во всех республиках начала повышаться рождаемость. Но на приросте калмыцкого населения это сказалось меньше. На 15 января 1959 г., по данным Всесоюзной переписи населения, калмыков насчитывалось в СССР 106 тысяч человек. Три народа в СССР - евреи, белорусы и калмыки не достигли довоенного уровня. В 1979 году калмыков было уже 147 тысяч, в 1989 году – 173 тысяч человек. Для сравнения, по всероссийской переписи 1897 года калмыков в царской России насчитывалось более 200 тысяч человек. 

Скульптор Эрнст Неизвестный назвал свою работу памяти депортации калмыков «Исход и Возвращение». Мы трижды обошли ее по кругу и на каждом шагу  открывался новый смысл этого памятника. Он тоже один из символов калмыцкого народа, который переживал такие «исходы и возвращения» не раз. Калмыков пытались уничтожать еще на исторической родине, они шли в прикаспийские степи через земли недружественных народов, пытались вернуться в западную Монголию, участвовали в войнах России с другими странами. Калмыки создавали свои государственные образования – ханства и теряли их. Но никогда не теряли свой дух. 

Поэтому, в эти дни просим почтить память павших в годы депортации если не возжиганием лампады-зулаа, то минутой молчания.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях