иностранцы
28009
20

«Выпустите его ради бога, чего вы его там держите»

Как гражданин Узбекистана, прожив 15 лет в Бурятии и имея большую семью, оказался заложником системы

Фото: А. Соболева

Вот уже почти год Дильмурад Ашуров живет в Центре содержания иностранных граждан. Бывший гражданин Узбекистана оказался в парадоксальной ситуации, выход из которой сейчас никто не может найти. Он утратил гражданство своей родной страны, но и из России его хотят депортировать. Правда, пока не знают, куда. 

За этой сухой констатацией факта – трагедия не одного человека, а целой семьи. В селе Малый Куналей Дильмурада ждут жена и шестеро ребятишек. Без папы они едва сводят концы с концами. 

Надежда

Журналист «Информ Полиса» встретился с семьей Ашурова. Людмила Утенкова с детьми проживает в небольшом селе Бичурского района. Людмила на интервью соглашается сразу. В первую очередь, из-за того, что это надежда – вдруг на их проблему обратят внимание и помогут ее разрешить. Тем более что скоро праздник – «говорят, под Новый год чудеса случаются»… 

- Это будет первый Новый год, который дети встретят без папы, - со вздохом говорит Людмила. 

«Я одна»

Дома меня встречает Руслан - старший сын Людмилы и Дильмурада. Мальчик настороженно наблюдает за мной, но позже, убедившись, что я с благими целями, расслабляется и начинает оживленно болтать. Рассказывает - учится в седьмом классе без «троек». Особенно хорошо у парня идут дела с «царицей наук» - математикой. 

- Выйдет четверка или пятерка, - гордо заявляет Руслан. 

Остальные пятеро детей – девчонки. Улыбчивые, застенчивые – кто-то унаследовал мамины русые волосы, а кто-то – папины черные. 

Людмила рассказывает всю хронологию событий, которые начались в 2003 году. Дильмурад, которого друзья называют Димой, приехал в Бурятию 15 лет назад и устроился работать по профессии в одну из буузных города поваром. Там он и встретил Людмилу. В этот же год они стали жить вместе, а через два года у них родился первый сын – Руслан, а потом дочка Лейла. Поначалу жили в городе, снимали квартиру, а потом решили переехать в Бичурский район в село Малый Куналей. На материнский капитал купили дом. 

Дильмурад работал в Улан-Удэ, где занимался евроремонтом. Сам находил работу и делал ремонт в квартирах «под ключ». Выполнив заказ, возвращался к семье в село: помогал по дому, водился с детьми. 

- Так и жили. Он приедет и уедет. Жили же, а тут взяли, поймали. Этот год вообще из колеи выбилась, и сразу начало у меня все ломаться: телевизор, холодильник, а помочь некому. Он как уехал, дров нет, хожу сама на пилораму, заготавливаю. Был бы он, то купил бы, конечно же. Я одна, и это действительно очень сложно, - делится переживаниями мать шестерых детей. 

Планы остались планами

Как оказалось, Дильмурад утратил гражданство родной страны, поскольку в течение трех лет после отъезда не встал на консульский учет. В России же мужчина находился незаконно – он должен был покинуть территорию страны еще в июле 2003 года. 

По словам Людмилы, такая ситуация сложилась еще и из-за того, что в 2004 году ее муж потерял все документы. 

- У него угнали машину, в которой были паспорт и водительские права гражданина Узбекистана. Машину потом бросили где-то в закоулках, а документов там уже не было. Мы думали, может, позвонят и какое-то вознаграждение попросят, но никто не объявился. Мы ездили в милицию, подавали заявление, что машину угнали, что там документы, но так никто ничего и не нашел, - вспоминает она. 

В планах мужчины было сделать российские документы, но, как говорит его жена, из-за большого объема работы планы так и остались лишь планами. 

- Все время было некогда. Говорил: «Вот сейчас работу доделаю, и поедем, сделаем документы». Сделал эту работу, пошел сразу на другую, потому что: «Если я не возьму ту работу, ее отдадут кому-нибудь другому». И так все 15 лет откладывали», - вздыхает Людмила. 

Влезла в долги

Четверо из шестерых детей ходят в местную Малокуналейскую школу. Учатся все хорошо, без троек. Чтобы подготовить ребят к школе, Людмиле пришлось залезть в крупные долги. 

- Я рассчитываюсь, конечно, но постепенно. Четыре школьника - им нужны куртки, сапоги, канцелярия, в конце концов. Вот и получился долг в 50 тысяч рублей. А что остается делать? Если бы Дима был с нами, то этих проблем бы не было, - уверена женщина. 

Все дети почти погодки. Старшему 13 лет, Лейле - 11, Алине – 10, Насте – 7, Мадине – 3 года, а самой младшей, Кристине – всего годик. 

- Мадинка до сих пор ждет от него велик, он говорит: «Я выйду, тебе велик куплю». Она отвечает: «Я жду», - с улыбкой рассказывает многодетная мама. Потом уже серьезно добавляет: - Он каждый день звонит. Сначала говорит, что все нормально, а на другой день, что все плохо. Я не знаю, как их там содержат, ничего не объясняет. 

«Берусь за все»

Самая младшая девочка в семье – инвалид. У Кристины левосторонняя косолапость. 

- В прошлом году мы ездили в город, гипсовали ногу на полтора месяца. У нее стопа была вывернута, - вспоминает ее мама. 

Кристине назначили пенсию по инвалидности, на которое, в общем-то, теперь и существует вся семья, так как детское пособие на шестерых детей составляет всего три тысячи. 

- Подработку беру: кто-то позовет меня дом убрать, побелить, покрасить, передвинуть что-нибудь, обои поклеить. Как больше жить-то? Берусь за все, - говорит она. 

Помогает существовать и огород. На столе в семье все свое: капуста, огурцы, картошка. Хлеб мама печет в большой русской печке. Дрова она заготавливает сама, благо маленький Руслан помогает ей в этом. 

- Все ребята бегают где-то, а он дома остается, помогает мне, - рассказывает она, ласково гладя по голове сына. 

Нелегка и работа по дому. Если что-то ломается,  ей приходится бегать и искать кого-то по деревне, прося помощи или нанимая кого-то. Этим летом во дворе их семьи упал забор, и женщине пришлось самостоятельно городить его вновь. Каждую весну Людмила заводит свинок, держит их лето, а на зиму забивает, так что мясо в доме есть. 

«Выпустите его ради бога!»

Женщина тепло вспоминает о жизни с мужем. За все те годы, что она прожила с Дильмурадом, супруги ни разу не поругались. 

- Он спокойный, никогда никого не тронет, детей любит, никогда на них не кричал, не то чтобы тронуть, - говорит она. – Готовить любит. Раньше, он как приедет домой, я вообще не варила. Дима сам все делал: лепил, варил. 

Семья часто ходила на речку, все вместе жарили шашлыки, дружно проводили время вместе. 

- Я ни разу не пожалела, что осталась с ним, у меня от него шесть чудесных детей. Выпустите его ради бога, чего вы его там держите, - едва сдерживая слезы, говорит она. 

Несмотря на загруженность по работе, Новый год семья всегда встречала вместе. Никогда не было такого, чтобы Дима опаздывал на самый главный семейный праздник. 

- Фейерверки запускали вместе. А в этом году, видимо, будет Новый год без папы, - тихо говорит Лейла. 

Уполномоченный по правам человека в Республике Бурятия Юлия Жамбалова прокомментировала сложившуюся ситуацию. 

- Поскольку решение о принудительном выдворении принято судом, а какое-либо вмешательство в деятельность судов недопустимо, согласно требованиям законодательств РФ, я обратилась к российскому уполномоченному по правам человека Татьяне Николаевне Москальковой с просьбой оказать содействие в ускорении принятия уроженца Узбекистана властями Республики Узбекистан. Ответ еще не поступил. В настоящее время определением Октябрьского районного суда отказано в удовлетворении жалобы Ашурова о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в ЦВСИГе. Подана апелляционная жалоба в ВС РБ, дата слушания не назначена. По вопросу состояния здоровья ребенка А. и У. не обращались, при необходимости окажем содействие в проведении обследования и оказании медицинской помощи.

Автор: Анна Соболева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях